Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Барельефы Ангкор Вата''




Барельефы Ангкора Вата

Это утверждение настолько немыслимо, что кажется нелепым. В европейской культуре сложно найти какие-либо аналогии, но с позиций азиатских деспотий оно представляется вполне естественным и соответствует непреложной необходимости. Подобно египетским пирамидам, Ангкор Ват предназначался только одному человеку и возводился с единственной целью – прославления девараджи. Храм воплотил абсолютное всевластие, стал символом несметного богатства и божественного величия короля. Как исполинский облик, так и мельчайшие детали храма должны были раскрывать его идейное содержание и смысл, красноречиво и образно доносить их до подданных, большинству из которых был понятен единственный язык – бойкий слог лубочных картинок. Для правителей Камбуджадеши важнейшим из искусств являлся симбиоз архитектурно-художественной пластики, а главная роль в идейном воспитании масс отводилась сюжетным барельефам, которые размещались на стенах галерей, доступных для посещения. Галереи служили для ритуального обхода храма процессиями верующих, при этом никак не сообщаясь с внутренними помещениями, куда, за исключением короля и священнослужителей, доступ любому человеку был заказан.

Барельефы, расположенные в галерее первого яруса храма, служили не просто украшением стен. Оживляя древние индуистские эпосы и народные предания, они вели повествование о божественном пути его творца короля Сурьявармана II, который после смерти должен был принять своё истинное обличие бога Вишну.

Все вместе, барельефы составляют восемь гигантских эпических панно двухметровой высоты, занимающих площадь около 1200 квадратных метров. Вопреки колоссальному объёму пластики, она отличается продуманность и цельность композиции, имеет связанный повествовательный сюжет. Вырезанные непосредственно на поверхности стены галереи, рельефы выступают на 1-3 сантиметра. По степени объёмности, в некоторых сценах, их можно отнести скорее к плоской декоративно-ковровой пластике или даже к графике. При безупречном общем художественном замысле, мастерство исполнения барельефов порою явственно разнится, переходя от безукоризненного, когда скульптор подчинялся гармонии и резону сюжетной линии, к посредственному, когда верх брали идейный смысл и каноническая схема заданного стиля.

Возможной причиной небрежности в исполнении барельефов северной, а также части восточной галереи стала смерть Сурьявармана II. Либо это событие поторопило зодчих, либо возвеличивание предыдущего девараджи не входило в планы Дхараниндраварман II и работы были ускорены с ущербом качеству. Как бы то ни было, существует наглядное свидетельство того, что в оформлении галереи принимали участие художники, работавшие в разных стилях и имевших разный уровень мастерства. Это подтверждают и исследования Виктора Викторовича Голубева, позволившие ему сделать вывод о том, что северная и часть восточной галерей могут быть отнесены к более позднему периоду. Некоторые характерные детали привели его к заключению, что китайские мастера лишь закончили здесь работы, начатые задолго до них, следуя ранее нанесённым эскизам.

Композиции практически всех барельефов строились по единой концепции. Каждое крыло галереи имеет логически завершённое панно, чьё напряжение сюжетной линии симметрично возрастает от периферии к центру, где достигает своей кульминации. Некоторые барельефы имеют несколько сцен, равнозначных в своей важности. Это относится и к батальным сценам, в которых кхмерским художникам удалось передать резкий контраст ужаса войны и горького счастья победы, и к историческим, в хронологическом порядке повествующим о блистательном правлении Сурьявармана II. Для всех панно характерно огромное число действующих лиц, чьи образы полны достоверности и настолько точно передают детали жизни людей начала XII века, что вполне способны заменить летописные хроники.

Некоторые участки рельефов сохранили следы оригинальной полихромной окраски или лакового покрытия. Но сотни тысяч рук, миллионы мимолётных прикосновений к фигурам богов, королей и героев, давно отполировали их до зеркального блеска.

Практически все сюжеты был идентифицированы Кёдесом и так или иначе связаны с образом Вишну. Направление осмотра барельефов определяется порядком следования прасавьи и начинается от южного крыла западной галереи, затем следует на юг, восток и север, замыкая круг против часовой стрелки.

Барельефы Ангкор Вата заслуживают отдельного визита в храм. Если позволяет время, наилучшим вариантом будет как минимум два посещения. Ближе к закату, когда лучи Солнца добавляют башням всё больше золота и багрянца, можно сделать прекрасные снимки самого памятника. А поздним утром, когда свет равномерно освещает галереи, можно рассмотреть барельефы. Начинать осмотр рекомендуется с восточного крыла южной галереи, где расположены сцены рая и ада, а далее следовать против хода часовой стрелки. Большинство туристов, удовлетворившись сценами битвы при Курукшетре и жизнеописанием подвигов Сурьявармана II, поскорее стремятся подняться на третий ярус храма, пройдя через южную гопуру к специально оборудованной лестнице. К обеду основная толпа туристов иссякает и, обогнув к этому времени галереи по кругу, можно в относительном спокойствии предаться вдумчивому созерцанию сцен битвы обезьяньего войска Рамы с войском ракшасов Раваны и битвы при Курукшетре. Обычно сцены битвы на Ланке завершает осмотр галереи барельефов. Но ставшая традицией последовательность не является догмой. Иногда разумнее начать осмотр там, где в данный момент меньше всего толпа любопытных. Главное – следовать указаниям направления осмотра, чтобы не мешать другим посетителям и не вызвать недовольство гидов и смотрителей.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве