Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Барельефы Ангкор Вата''




Западная галерея

Северное крыло западной галереи

Полное драматизма и экспрессии, насыщенное множеством деталей и действующих лиц, бурлящее перехлёстывающими через край страстями и эмоциями, поражающее мастерски переданными, живыми, естественными и органичными позами и движениями персонажей, это панно может считаться одним из лучших барельефов Ангкора. Жорж Кёдес так отзывался об этом великолепном произведении:

«Неразрывное сплетение обезьян и ракшасов, в неистовстве наносящих друг другу удары стволами деревьев и обломками скал. На этом насыщенном и хаотичном фоне множества поединков - некоторые детали которых переданы не без юмора - показаны главные лидеры двух противоборствующих сторон. В центре панно огромный ракшаса с десятью головами и десятью парами рук атакован богом, восседающим на огромной обезьяне: одного взгляда достаточно для того, чтобы узнать сражение у Ланки…»

Изображение битвы, развернувшейся у стен столицы царя ракшасов Раваны, можно считать эталоном не только безукоризненного художественного воплощения, но и выдающимся образцом повествовательного барельефа, иллюстрирующего кульминационные моменты сказания о путешествиях Рамы. Это произведение имеет превосходно продуманный и цельный общий замысел, чёткую и ясную композиционную идею. Гений его создателей проявился в способности изложить средствами статичного языка скульптуры объёмное, охватывающее очень большой промежуток времени, чрезвычайно динамичное эпическое творение.

Для передачи равных по значению и происходящих в разное время событий используется метод создания нескольких композиционных центров. Но в данном случае это невозможно сделать по многим причинам. Во-первых, симметричная композиция, характерная для всех барельефов северной, южной и части западной галереи, диктует свои жёсткие ограничения. Идея создать «раскадровку» эпоса попросту недостойна воплощения. Во-вторых, фигура Рамы, седьмой аватары Вишну, грандиозна сама по себе. Мысль сравнить её с другими героями кажется кхмерским художникам кощунством. Лишь образ Лакшмана может быть уподоблен, но тот всегда тенью следует за братом. Наконец, в-третьих, необходимо соблюсти канонический повествовательный порядок изложения поэмы, донести её максимально точно, не допуская возникновения путаницы, искажений и различных трактовок сюжета. Это было бы крайне сложно сделать в том случае, если бы панно состояло из нескольких равноценных сцен.

Фактически, скульпторы, оставаясь в рамках индуистских канонов, создали собственную скульптурную версию «Рамаяны», искусно вплетя в канву одной сцены события, которые хронологически довольно далеко отстоят друг от друга.

Главные действующие лица находятся в центре. С одной стороны мы видим Раму, стоящего на плечах Ханумана, его брата Лакшману и перешедшего на их сторону младшего брата Раваны, благоразумного Вибхишана. На глазах обезьяньего войска сын Раваны Индраджит («победивший Индру»), став невидимкой, посылает в Раму град стрел, на самом деле являющихся зачарованными ядовитыми змеями. Они впиваются в тело Рамы, и кровь потоками струится из его ран. С другой стороны владыка Ланки Равана, каждая их двадцати рук которого держит смертоносное оружие, врывается в битву на колеснице, сверкающей подобно Солнцу. Пафос сцены несколько нарушают карикатурные львы, впряжённые в повозку царя. Здесь же можно узнать Нилу, только что поразившего Прахасту и Анг анду, сын Валина, одержавшего победу над Ваджрадамштрой.

Южное крыло западной галереи

Этот барельеф изображает сцены восемнадцатидневного сражения на Курукшетре (в буквальном переводе с санскрита – «поле Куру»), произошедшего между Кауравами («потомки Куру») и Пандавами («потомки Панду»), и иллюстрирует более четверти содержания «Махабхараты».

Вражда между двумя кланами двоюродных братьев за трон Хастинапуры («город Слона» или «город Хастина», в честь своего основателя) длилась издавна, но обострилась, когда доблестные Пандавы закончили свой ратный труд, покорив все королевства мира, и вернулись в столицу. После проведения обряда раджасуя, коварный и завистливый принц Дурьодхана (буквально, «лихо сражающийся») пригласил царя Пандавов Юдхиштхиру («стойкий в битве») для ритуальной игры в кости, по условиям которой проигравшая сторона должна была отправиться в изгнание на тринадцать лет. Дурьодхана подстроил проигрыш Пандавов и они, благородно согласившись с условиями, вынуждены были удалиться из дворца, поклявшись отомстить Кауравам. Причиной обострения вражды стал вовсе не результат игры, в любом случае выражавший волю богов, а страшное оскорбление, нанесённое жене братьев Пандавов прекрасной Драупади («дочь Друпады»), являвшейся земным воплощением Лакшми, супруги Вишну.

После возвращения Пандавов, несмотря на все попытки их праведного царя Юдхиштхиры решить дело мирным путём, козни вероломного Дурьодхана привели к обстоятельствам, которые сделали кровавую развязку неизбежной.

В центре композиции разворачивается один из самых драматичных моментов яростной битвы, когда благородный Бхишма («грозный»), связанный данным им в молодости обетом верности Кауравам, падает сражённый стрелами своего любимого внука Арджуны («белый свет»). Он не касается земли, покоясь на «ложе из стрел», так как всё его тело буквально утыкано ими. Умирая, он утешает рыдающего Арджуну, вспоминающего, как младенцем обожал играть у деда на коленях. Многие детали кровавой схватки, изображающие умирающих воинов и животных, исполнены щемящего сердце реализма.

Несмотря на то, что Арджуну защищает и ведёт в битве четырёхрукий бог, которым является сам Кришна, он не может одолеть величайшего из воинов Дрона («рождённый в сосуде») или Дроначарья, своего учителя, сменившего Бхишму во главе армии Кауравов. На барельефе Дроначарья лишён канонического головного убора царей, полководцев и героев, довольствуясь лишь классической причёской брахманов – собранным на затылке пучком волос.

В основании всей композиции находится бесконечная процессия воинов, отправляющихся в сердце битвы. Слева изображены войска Кауравов, а справа – Пандавов. Среди фигур можно отыскать музыкантов с их нехитрыми духовыми и ударными инструментами, гвардию, состоящую из солдат-пехотинцев, вооружённых деревянными копьями и щитами. Их полководцы верхом на слонах или в колесницах возглавляют процессии противоборствующих армий. При всей ритмичности рисунка, фигуры, лица, обмундирование воинов по-своему уникальны. Но этот нарастающий ритм позволяет выразить динамичность сюжета и его глубокий драматический смысл. Несметное число воинов нескончаемой вереницей направляется к всёпожирающему чреву кровавой бойни. Эти крохотные фигурки воинов кажутся всего лишь безымянными статистами, «пушечным мясом» в большой игре богов и царей.

Юго-западный угловой павильон

Крестообразные в плане угловые павильоны имеют по четыре входа. Два из них соединены с галереями, а два заканчиваются портиками с широким центральным и двумя боковыми проходами, продолжающими боковые проходы галерей. И центральная, и боковые части портиков венчаются тимпанами, украшенными барельефами. При этом, боковые тимпаны несколько необычны, поскольку представляют собою как бы две половинки центрального тимпана, хотя и имеют независимые фабулы. К сожалению, разрушающее воздействие воды, стекавшей многие столетия по крыше ложного свода, некоторым из них нанесло непоправимый ущерб. Фигуры действующих лиц на них едва читаются, и можно только догадываться о разыгрывающихся там сюжетах.

Северный вход

На центральном тимпане изображена сцена из «Рамаяны». Десятиглавый царь Ланки Равана («воющий») хитростью задумал похитить прекрасную Ситу, жену Рамы и попросил своего дядю чародея Маричи («мерцающий свет») обратиться золотым оленем. Сита, увидев прекрасного оленя, попросила Раму изловить его для неё, и тот бросился вслед за оленем, пытаясь его настигнуть. Но олень был слишком проворен, тогда раздосадованный Рама, будучи не в силах догнать его, пустил стрелу и ранил Маричи, который голосом Рамы воззвал о помощи. Сита подумала, что Раме грозит беда и послала ему на помощь Лакшмана («благоприятный»). Прежде чем отправиться в путь, тот очертил её магическим кругом, защищавшим Ситу от любой опасности. Но коварный Равана только и ждал этого. Обратившись странствующим монахом, он попросил Ситу подать ему еды и питья, а как только она ступила за границы магической защиты, набросился на неё и увёз на своей летающей колеснице Пушпаке.

На восточном тимпане Кришна, сопровождаемый своим старшим братом Баларамой, одним мизинцем левой руки поднимает над головой гору Говардхану, чтобы защитить от непрерывного ливня, продолжавшегося семь дней и ночей, людей и животных. Это бедствие ниспослал на них Индра, разгневанный на маленького Кришну и пославший тучу самвартаку затопить Вриндавану. В конце концов, он признал победу Кришны и, вознёся ему свои молитвы, удалился.

На западном тимпане представлена сцена из легенды Молочном океане. Боги (девы) и демоны (асуры) тысячу лет пахтали его, желая добыть четырнадцать сокровищ, в числе которых был и бесценный напиток бессмертия амрита, из-за которого между асурами и девами завязался ожесточённый бой. Вишну помог девам и похитил амриту у асуров. Тогда один из асуров по имени Раху обратился в дева, намереваясь хитростью отведать божественный нектар и обрести бессмертие. Но девы Сурья («Солнце») и Чандра («Луна») раскусили самозванца, тогда Вишну в облике Мохини («вводящая в заблуждение») успел отрубить ему голову, едва только он принялся пить нектар. Его голова стала бессмертной и превратилась в планету Раху, а тело превратилось в тлен. Ныне он вечно гоняется за Луной и Солнцем в иступлённой жажде отомстить. Порою ему удаётся проглотить их, тогда происходят лунные и солнечные затмения. В верхней части барельефа можно различить два диска, символизирующих Луну и Солнце.

Западный вход

На центральном тимпане изображена история о младенце Кришне, которого в наказание за разбитый горшок с маслом его приёмная мать Яшода привязала к огромной деревянной ступе. Желая исполнить пророчество, Кришна волочил её за собой, пока та не застряла между двумя деревьями-близнецами кукубхи. С невероятной силой потянув за верёвку, Кришна вырвал оба дерева с корнем, освободив от проклятья божественного мудреца Нарады Муни самодовольных сыновей Куберы Налакувару и Манигриву.

На северном тимпане, по предположению Кёдеса, изображена легенда о превращении десятиглавого и двадцатирукого царя ракшасов Раваны в хамелеона, что понадобилось ему для проникновения на женскую половину дворца Индры.

На южном тимпане Равана в ярости пытается поколебать гору Кайлас, на которой восседают Шива и его жена Ума. Но Шива одним пальцем придавил и гору, и самого Равану к земле с такой силой, что тот взвыл и, осознав свою беспомощность, тысячу лет превозносил Шиву, пока тот не смиловался над ним. Именно с тех пор Равану, то есть «воющего», прозвали так.

Южный вход

На центральном тимпане изображены две легенды. Первая повествует о жутком демоне Праламбе, измыслившем похитить божественных братьев Кришну и Балараму. Он принял облик пастушка и стал играть вместе с другими детьми. Всеведущий Кришна разгадал его план и устроил так, что его команда проиграла и должна была нести победителей на своих плечах к дереву баньяна, которое называли Бхандирака. Праламба посадил Балараму себе на плечи и стал уносить его прочь. Баларама сделался тяжёлым, как гора Меру и демону пришлось принять свой истинный ужасный вид. Но Баларама не испугался и одним ударом кулака убил его. Вторая легенда рассказывает о том, как Кришна проглотил пламя лесного пожара и спас брата, своих друзей и всё живое.

На западном тимпане показана сцена из легенды о Каме, боге любви, который пустил из своего лука лотосовую стрелу в сердце Шивы, желая вызвать его любовь к Парвати. Но Шива так разгневался на него, что испепелил одним взглядом своего третьего глаза. Рати, жена Камы умоляет Шиву вернуть ей мужа и тот уступает просьбам. Кама возрождается в теле Прадьюмны.

На восточном тимпане представлена сцена из «Рамаяны», на которой разыгрывается сцена сражения между соперничающими братьями, младшим Сугривой («обладающий красивой шеей») и старшим Валином, царём ванаров, обезьяньего народа. Заключив союз с Рамой, Сугрива вступает в бой с братом и Рама помогает ему одержать победу, убив Валина из своего лука. В нижней части тимпана Валин встречает смерть на руках своей жены Тары, которую можно узнать по тройному остроконечному мукуту на голове. Этот сюжет очень органично продолжает искусно выполненный рельеф над восточным окном, где изображены несколько ванаров, безутешно оплакивающих Валина.

Восточный вход

На центральном тимпане маленький Кришна принимает пожертвования и поклонение от пастухов у горы Говардханы, которые местных жителей приносят ему вместо Индры, за что последний разгневался на людей и на Кришну.

Южный тимпан очень пострадал от времени и фигуры на нём плохо различимы. Возможно, на нём изображена сцена, когда Кришна с друзьями наслаждается обедом в лесу.
На северном тимпане изображён водный фестиваль в Дваравати, вассальном государстве Бапнома. В верхней части можно увидеть двух танцующих среди тростника апсар. Выше лодка несёт двух шахматистов, уединившихся на водной прогулке ради спокойной игры. Чуть ниже различимы фигурки взрослых, играющих с детьми, а справа разворачивается потешный петушиный бой.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве