Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Барельефы Ангкор Вата''




Северная галерея

Восточное крыло северной галереи

Если судить по качеству художественного исполнения, это, пожалуй, наименее удачный из всех барельефов храма. Данное утверждение справедливо как при оценке мастерства работавших здесь скульпторов, так и в отношении общего композиционного решения. От симметричной схемы построения наблюдается переход к нескольким композиционным центам панно.

На протяжении шестидесяти метров тут разворачивается кровавая схватка, окончившаяся победой Кришны над ужасным демоном Баной. Следуя в западном направлении, можно последовательно рассмотреть несколько сцен. На одной из них восьмирукий Кришна ярусом голов в сопровождении Лакшмана и Рамы, стоящих по бокам, восседает верхом на Гаруде, готовясь к битве. На другой сцене Кришна гасит огонь, насланный на Двараку сыном царя Каши, чтобы сжечь Кришну. Но тот метнул свой диск Сударшану и сбил пламя. Позади Кришны бог огня Агни, которого Судакшина вызвал при помощи чёрной магии, восседает верхом на носороге. Встреча Кришны с тысячеруким Баной, который мчится на него в колеснице, запряжённой ощеренными львами. Наконец, в последней сцене Кришна стоит на преклонив колени перед Шивой, вместе с Умой и Ганешей восседающем на горе Кайлас. Шива просит смилостивиться над Баной и не убивать его, и Кришна обещает сохранить ему жизнь, но оставить только четыре руки.

Западное крыло северной галереи

Ста двадцатиметровый барельеф изображает почти два десятка сцен битв богов и асуров, сменяющих друг друга без каких-либо пауз и интервалов. Отличающиеся от барельефов восточного крыла более высоким уровнем исполнения, они является источником бесценной информации для исследователей. Жорж Кёдес находил в этих барельефах

«драгоценный иконографический документ, в котором представлен весь брахманский пантеон богов, наделённых всеми их классическими атрибутами и верхом на традиционных ваханах».

Без этих признаков было бы невозможно отличить богов от ужасных демонов, разница между которыми, по мнению скульпторов, заключается только в их причёсках.

При движении в восточном направлении, почти в самом начале можно отыскать изображение Куберы, верхом на якше, за ним следует бог войны Сканда, с многочисленными головами, руками и ногами, оседлавший павлина, затем Индра, на белом слоне Айравате с четырьмя бивнями. Четырёхрукий Вишну на Гаруде отделён от прочих богов вставшими на дыбы лошадьми, впряжёнными во вражеские колесницы. Дальше можно увидеть персонажа «Махабхараты» демона Каланеми («обод колеса времени») с четырьмя ярусами голов, сжимающего мечи в каждой своей руке, за ним следует Яма на колеснице, запряжённой быками, Шива, натягивающий тетиву лука, Брахма на священном вечном гусе Хамсе, стоящий на диске Сурья, бог воды Варуна на пятиглавом наге.

Северно-западный угловой павильон

Этот павильон полностью декорирован, как и его юго-западный брат-близнец. Украшением его являются выполненные с большим искусством тимпаны, расположенные над каждым из четырёх входов.

Восточный вход

На центральном тимпане изображена сцена встречи Рамы и его брата Лакшманы с царём ванаров Сугривой. Рама и Сугрива клянутся перед ритуальным огнём в вечной дружбе.

На северном тимпане Вишну дремлет на змее Ананте-Шеши, а Лакшми массирует его «лотосоподобные стопы». Ниже изображены апсары, а выше расположились фигуры девяти богов, пришедших просить Вишну о новом воплощении. Их можно узнать по ваханам: Брахма на Хамсе, Индра на Айравате, Шива на Нандине, Сурья на колеснице, Кубера на якши, Сканда на павлине, Яма на буйволе и Кали на тигре. Конным всадником, по всей видимости, является Калки, десятая и последняя аватара Вишну, который должен прийти в мир перед самым его концом.

Южный тимпан. Кришна одерживает победу над демоном Наракасурой, захватившим часть вселенной, которую символизирует одна из вершин Меру, Манипарвата. Вместе со своей третьей женой Сатьябхамой, восседая на Гаруде, они возвращаются в окружении своей армии с телом поверженного асура. Позади Кришны возвышается Меру.

Северный вход

Центральный тимпан. Исполинский демон Вирадха пытается похитить жену Рамы Ситу в лесу Дандака. Рама и Лакшмана осыпают его тучей огненных стрел.

На восточном тимпане изображена беседа двух возлежащих мужчин. Сцену окружают несколько барельефов с картинами повседневного быта женской половины дворца.

Южный тимпан иллюстрирует сцену из «Рамаяны», в которой Ситу подвергают ордалии, испытанию огнём, чтобы доказать её чистоту и верность Раме. Образ Ситы практически целиком уничтожен действиями атмосферных осадков, изображения других персонажей также сильно пострадали. Можно предположить, что это Агни, Рама, Лакшмана, Сугрива и Хануман. Их окружают переданные с исключительным мастерством и естественностью фигурки ванаров, обезьяньего народа.

Западный вход

Центральный тимпан изображает сцену из «Рамаяны». Рама заключает союз с младшим братом царя Раваны демоном Вибхишаной, преданным последователем Вишну. После неудачной попытки убедить брата покориться Раме, он был изгнан Раваной и перешёл на сторону Рамы, сообщив ему множество ценных сведений о противнике.

На северном тимпане ещё одна сцен из «Рамаяны». Рама с победой возвращается в свою столицу Айодхью на летающей колеснице Пушпаке («цветочная»), запряжённой священными гусями. Она была невообразимо прекрасна, сияла как Солнце золотыми колоннами, арками и лестницами, усыпанными драгоценными камнями, а в её прекрасных садах росли деревья, плодоносящие в любое время года. Изначально её построил для Куберы, младшего брата Раваны, великий зодчий демонов Майасура, но Равана изгнал Куберу и отобрал у него колесницу. Многие фигуры сильно пострадали от времени, хотя на барельефе можно различить ликующий обезьяний народ, изображённый с большой любовью и юмором.

Южный тимпан изображает сцену из «Рамаяны». Хануман находит Ситу в Ашоковой роще и в знак скорого освобождения показывает кольцо Рамы с её именем, а Сита в доказательство их встречи даёт ему свой тилак в виде прекрасной жемчужины.

Южный вход

Центральный тимпан. Сцена из «Рамаяны», в которой Рама и Лакшмана побеждают ужасного ракшаса Кабандху («безголовое туловище»), отрубив ему руки. Кабандха был прекрасным и сильным, но проклятие Индры превратило его в безголовое чудище с глазами и ртом на животе. Предав тело ракшаса обряду погребения, который очистил его огнём, Рама и Лакшмана сняли проклятие. Явившись в своём прежнем облике, Кабандха помог Раме в поисках Ситы.

Западный тимпан. Вишну в своей форме Катурбуджи восседает в окружении прекрасных апсар, кружащих у него над головой.

Восточный тимпан. Сцена из «Рамаяны» изображающая победу Рамы в обряде состязания за руку Ситы. Он поражает цель, которая на барельефе предстаёт в виде сидящей на колесе птице, из огромного лука Шивы. Ниже стоят проигравшие претенденты, которые не смогли даже сдвинуть с места божественный лук.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве