Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Ангкор Тхом''




Ворота Ангкор Тхома

Стены Ангкор Тома были прорезаны четырьмя осевыми воротами и дополнительными пятыми, Воротами Победы, ведущими к королевскому дворцу. От них начинались пять главных транспортных артерий. От западных ворот города шоссе пролегало в направлении современного Сиануквиля до выхода к морю. От северных ворот пролегала дорога к храму Пхимаи. В восточном направлении вели две дороги: одна шла к храму Самбор Прей Кук, а вторая тянулась более чем на 750 километров до Виджайи, столицы Чампы. Дорога от южных ворот, огибая с запада озеро Тонлесап, пролегала к храму Пном Тьхисор, которым Сурьяварман I обозначил в начале XI века южные границы империи.

Мощёные на всём своём протяжении песчаниковыми плитами, дороги подходили к воротам города поверх дамб пятнадцатиметровой ширины, обрамлённых балюстрадами в виде нагов. Чжоу Да-Гуань так описывает их:

«С обеих сторон находятся скульптуры пятидесяти четырех духов, напоминающих каменных воителей, огромных и грозных. Каменные парапеты имеют форму девятиглавых змей. Эти пятьдесят четыре духа стремятся удержать змею, как бы, не давая ей ускользнуть».

В действительности эти скульптурные группы иллюстрируют буддистский миф о пахтанье Молочного океана. Справа всегда расположены демоны, в слева боги. Из-за гигантского масштаба композиции её смысл читается довольно тяжело. На самом деле, каждая линия демонов или богов изображает лишь половину сцены, вторая часть которой находится у противоположных ворот. Пятидесяти четырём демонам левой балюстрады южных ворот соответствуют пятьдесят четыре бога правой балюстрады северных ворот. И так далее, всего таких пар четыре. Они тянут нага Васуки, обвивающего своим телом мутовку - башни Байона. По-видимому, кхмерских архитекторов ничуть не смутил тот факт, что расположение скульптур спиной к городу совершенно неправильно. Чтобы получить шанс добыть амриту, они должны были бы находиться лицом к въездным воротам. Так что, китайский дипломат был не так уж и неправ. Неискушённый взор и впрямь способен расценить сцену как попытку гигантов удержать ускользающего из их рук девятиглавого змея.

Боги и демоны не просто символизируют «единство и борьбу противоположностей», их число мистическим образом составляет цифру 108, являющуюся универсальной вселенской константой в ведической культуре и повторяющуюся в том или ином виде во многих памятниках Ангкора. Из такого числа элементов создана вселенная. Двойные балюстрады изображают радугу, которая по индийским поверьям является проходом из мира богов в мир людей, мостиком между небесами и землёй. Пройдя по нему, верующие оказывались у подножия Байона, божественной обители. Что касается нектара бессмертия, то он сулил вечную молодость империи, её богатство и победы над врагами.

Многие статуи пяти аллей гигантов были навсегда утрачены. Наиболее полно удалось их восстановить напротив Ворот Победы, северных и южных ворот. Несмотря на кажущуюся шаблонность поз, на самом деле их лица очень разные. Особенно выразительны гримасы демонов северных ворот, где бросается в глаза контраст со спокойными лицами богов.

К началу работ по расчистке и реставрации, ворота-гопуры сохранились довольно хорошо. Северные и южные ворота были восстановлены под руководством Мориса Глеза в период с 1944 по 1946 год. Три их ложносводчатые башни стоят почти в первозданном виде, хотя декоративная скульптурная отделка сильно пострадала, и некоторые детали угадываются с большим трудом. Наиболее полно орнаментация сохранилась на северных воротах, а также с западной стороны восточных ворот, которые также называют воротами Мёртвых. Западные ворота, открывающиеся в сторону западного Барая, лучше всего сохранили лица Локешвары.

Длина ворот по фасаду приблизительно равна 16 метрам (34 хатам). Высота до вершины центральной башни была более 23 метров (54 хата). Ширина проезда – 3,5 метра (8 хатов), а высота ровно вдвое больше. Поскольку все ворота-гопуры утратили входные портики, эта высота не соответствует первоначальной, но определить её можно лишь приблизительно. По всей видимости, она была рассчитана по правилу золотого сечения и составляла около 5,8 метра (13 хатов). Ворота имели двустворчатые деревянные полотна, которые запирались на ночь на засов. В стенах и основании некоторых ворот-гопур можно отыскать отверстия, обозначающие посадочные места осей створок и засова. По обеим сторонам от центральной оси ворот находятся залы, где располагалась охрана.

Скульптурное украшение ворот повторяет мотив орнаментации Байона. Их венчают лица Авалокитешвары, взирающие на четыре стороны света. Центральная башня имеет два лика, а боковые башни по одному. Все они расположены прямо противоположно относительно друг друга. Углы, образованные пересечением главных осевых линий ворот, украшены потрясающими оригинальностью решения скульптурами трёхголового слона Айравата, ваханы Индры. Его хоботы покоятся на цветах лотоса, образуя колонны, поддерживающие мощные головы. В окружении двух апсар, Индра восседает на слоне, держа в руках свою смертоносную ваджру, извергающую молнии. Все пять городских ворот в одно и то же время играют роль гопур Байона и триумфальных арок, настолько ясно присутствует в них тема прославления победы Джаявармана VII над чамами. Само имя короля в переводе с санскрита означает «Властитель Победы». Две линии нагов, кроме символа радуги, также воплощают Виджаю, легендарный лук Индры, с которым он разгромил демонов, утвердив торжество добра над злом.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве