Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Ангкор Ват''




Храм или усыпальница?

Годы строительства:

приблизительно с 1113 по 1152.

Религия:

брахманизм (культ Вишну).

Король:

Сурьяварман II (посмертное имя Парамавишнулока).

Стиль:

Ангкор Ват.

Расчистка:

Жан Коммай в 1908 - 1911 гг.

Анастилоз:

не применялся.

Продолжительность визита:

не менее 2 часов.

Время визита:

рассвет; вторая половина дня для лучших фронтальных снимков; мало посетителей в утренние часы.

Согласно индийской космогонии, воспринятой в Камбодже, вселенная имеет форму яйца, брахманда, состоящего из трех частей. В верхней части – семь небесных уровней, там обитель богов. Самый высокий, седьмой, стал местом пребывания высшей реальности, Брахмана, над ним находится лишь пустое пространство. Нижняя часть тоже состоит из семи уровней, но подземных. Здесь живут наги и другие мифические существа. Самый нижний этаж, также состоящий из семи ярусов, представляет собой преисподнюю, или нараки. Между небом и преисподней находится земля, которая рассматривается как громадный плоский диск, ограниченный по краям неприступным горами. В середине диска возвышается громада горы Меру – центра и оси вселенной, «которая блестит, как восходящее солнце или как огонь без дыма». Гору окружают четыре острова-континента двипа. Южный континент называемый «островом розовой яблони» (джамбидвипа) и есть не что иное, как Индия, единственный обитаемый континент, известный индийцам. Основанием Меру выступает ложе Вишну, на котором он возлежит между периодами космического творения, калпа. Оно покоится на теле вечного змея Шеши, каждая из тысячи голов которого поддерживает одну из планет вселенной, а бесчисленные уста воспевают славу и имена Вишну…

Ангкор Ват олицетворяет собою космологические индуистские мифы о мироздании. Этот храм всеобъемлющ, величествен и великолепен. Как великий шедевр искусства, он сразу покоряет. Как великое творение разума, всегда заставляет искать разгадки своих тайн. Без сомнения, он воплощает собою вершину кхмерского зодчества. Вместе со рвом, ширина которого составляет 190 метров, Ангкор Ват простирается с запада на восток на 1500, а с севера на юг, на 1300 метров. Размер сторон прямоугольника внешней ограды храма равен 1025 и 800 метров. Его внутренний двор занимает площадь в 82 гектара, вот уже почти 900 лет делая его самым большим религиозным сооружением в мире. Современное название используется приблизительно с XV – XVI веков, а до этого времени храм был известен как Прэах Вишнулока, в соответствии с посмертным именем своего создателя, короля Сурьявармана II.

Эмиль Гзель (1838 - 1879). <EM>Вид Ангкор Вата в 1866 году.

Эмиль Гзель (1838 - 1879). Вид Ангкор Вата в 1866 году.

По счастью, Ангкор сохранился лучше любого другого памятника в этом регионе. Его широкие рвы в значительной мере осадили быстрое наступление растительности, развернувшееся со стороны Ангкор Тхома. Но этим не объясняется главная причина хорошей сохранности храма. После принятия кхмерами буддизма тхеравады здесь постоянно жила монашеская община, а сам храм всегда оставался популярным местом паломничества. К тому же, не только в ближайших окрестностях, но и на самой территории Ангкор Вата испокон веку находились поселения кхмеров. На фотографиях Эмиля Гзеля (1838 – 1879) ясно различим один из домиков в традиционном кхмерском стиле, построенный прямо перед фасадом храма.

Главная дорога в храм начинается на западной дамбе, открывая счёт череде загадок, ибо такая ориентация сооружения уникальна. Особенностью кхмерского зодчества является обязательное расположение главного входа в святилище в восточном направлении. По поводу этой странности долгое время не прекращались жаркие споры.

Комплекс расположен справа от главной дороги, ведущей в Ангкор Тхом, в юго-восточном углу первой столицы Яшодхарапуры, центром которой был храм-гора Пном Бакхенг. С точки зрения традиции восточной ориентации главного входа ничто не мешало расположить Ангкор Ват точно так же, как расположен Байон и Пном Бакхенг, то есть, слева от дороги. Но по какой-то загадочной причине этого не произошло. Единственным разумным объяснением могло бы стать экономическое обоснование, так как нынешнее положение памятника оптимально с точки зрения обеспечения доставки материалов из карьеров Пном Кулена водным путём. Но вопрос затрат ресурсов, необходимых для строительства, всегда волновал кхмерских правителей в последнюю очередь. Робкие возражения относительно удобства обороны главных входов в город и храм, а также ссылки на священные тексты Стхапатья-Веды, запрещавшие располагать храм «спиной» к городу, также не выдерживают критики: перемещение Ангкор Вата на левую сторону от оси главной дороги с лёгкостью решило бы эти проблемы. Следовательно, существовал гораздо более веский аргумент в пользу размещения главного входа именно с западной стороны.

Предположение о том, что причиной всему является особое предназначение сооружения и связанная с этим необходимость соблюдения определённой традиции, возникло ещё в начале прошлого века. Доктор Фредерик Бош (1887 – 1967), работавший в Ангкоре в 30-х годах прошлого века, считал такое месторасположение абсолютно типичным для яванских погребальных сооружений, имевших ровно противоположное размещение входа по сравнению с храмами. В традиции брахманизма проведение погребального обряда, прасавьи, осуществляется в сторону, противоположную обычному праздничному порядку движения, прадакшине. Но ведь в галерее барельефов Ангкор Вата все ритуальные шествия и процессии следуют против движения солнца, с запада на восток. То есть, они являются погребальными, а не праздничными. Наконец, храм посвящён Вишну, который ассоциируется с западом, а не с востоком, на что указывал Жорж Кёдес. Если бы храм был посвящён Шиве, в его главном святилище была бы установлена линга, следов которой там никогда не было.

Согласно кхмерской легенде о принце Прэах Кет Меалеа, Ангкор Ват в точности повторял дворец на Небесах Тридцати Трёх Богов, который по приказу Индры построил великий строитель и мастер, бог архитекторов Прэах Пушнука (Вишвакарман). Индра ещё при жизни забрал к себе принца Прэах Кета, отличавшегося моральным совершенством и красотой, вызывавшей зависть даже у богов, но вынужден был вернуть его на землю, одарив золотым дворцом. По мнению Кёдеса, эта легенда объясняла причину происхождения храма, предназначенного быть земной резиденцией короля в то время, когда он ненадолго возвращался на землю в своём истинном божественном аспекте.

Все эти аргументы вполне полно доказывают особое предопределение Ангкор Вата, скорее всего хранившего в одной из своих ниш прах короля Сурьявармана II, но на его погребальный характер, помимо всего прочего, также указывал Чжоу Да-Гуань, повествуя об «усыпальнице Лю Пана», расположенной к югу от столицы. Он приводит окружность её стен, составлявших длину в 10 ли, то есть около 3600 метров, что удивительно точно соответствует длине периметра внешней стены Ангкор Вата.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве