Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Ангкор Ват''




За внешней оградой

Дорога к храму идёт поверх широкой двенадцатиметровой дамбы, сложенной из латеритовых блоков и мощёной песчаниковыми плитами. Порою огромного размера, они уложены очень небрежно, но идеально подогнаны друг к другу. Этот «хаотичный порядок», характерный для исполнения, нисколько не относится к замыслу храму, план которого продуман до мельчайших деталей и основан на строгой симметрии. Отступление от этого правила было допущено лишь в одном случае, ставшим причиной многих неожиданных эффектов.

Дамба предваряется и заканчивается одинаковыми крестообразными площадками, охраняемыми комичного вида львами, и окружёнными балюстрадой в виде нагов, простирающих свои тела на невысоких, квадратных в плане, балясинах. Несколько ступеней, поднимающихся от земли к дороге, символизируют первые шаги долгого восхождения к вершине Меру. Когда-то на всём протяжении путь к Ангкор Вату был обрамлён балюстрадой, каждый поворот которой отмечали вздыбленные торсы семиглавых нагов, но большинство скульптурных элементов дамбы оказалось утерянными и сегодня остаётся только следовать своей фантазии, представляя её в первоначальном виде.

Ровно посередине дамбы устроена ещё одна крестообразная площадка. Кхмерские архитекторы никогда не упускали случая выделить наиболее выгодные ракурсы для наблюдения, и такая нехитрая уловка намекает на возможность сделать остановку и полюбоваться новым видом. Основание балюстрады этих площадок покоится на трёх строгих колоннах, создающих аллюзию деревянного помоста на сваях, стоящего прямо в воде. Центральная гопура внешней ограды храма, словно огромная декорация, скрывает для наблюдателя Ангкор Ват, лишь его главные башни сияют на фоне тёмной крыши входного павильона. Это пример ненавязчивого манипулирования зрителем, освоенный кхмерскими архитекторами превосходно, с целью создания соответствующего состояния души и поддержки постоянного контроля над разворачивающимся сюжетом.

Оба берега широкого рва, опоясывающего Ангкор Ват, облицованы латеритовыми блоками, а со стороны главного входа устроены ступени из песчаника, напоминающие трибуну амфитеатра, спускающегося к воде. Вряд ли они были предназначены для зрителей, с комфортом наблюдавших невероятно пышные процессии. Такая забота архитекторов о подданных девараджи кажется чрезмерной. Зато рассеивает какие-либо сомнения в том, что широкий ров и высокие стены Ангкор Вата никогда не имели оборонительного значения. Ров отделён от стен полосой земли шириною в тридцать метров, а это неоспоримо свидетельствует о чисто символическом его предназначении, ибо для оборонительного сооружения характерна тенденция максимального приближения стен к воде и уж никак не устройство к ней удобного спуска.

Дорога заканчивается у монументального портала длиной 235 метров, открывающегося тройным входом, над которым возвышаются башни, большая часть верхних ярусов которых, к сожалению, давно обрушилась. Боковые входы портала служили сановникам, царедворцам и знати, а широкий центральный вход предназначался деварадже и следовавшим за ним царственным особам. Крестообразная в плане центральная гопура связывает длинными боковыми галереями два павильона, чьи высокие входы не имеют ни лестниц, ни порогов. Они служили для въезда повозок, прохода слонов и прислуги.

Особенно восхищает резьба пилястр и широких наддверных перемычек портала, лучше всего сохранившихся с его внутренней, восточной, стороны. Помещения гопур и галерей всегда тонут в полумраке, но когда глаза после яркого солнца немного адаптируются в темноте, на стенах начинает проступать растительный орнамент и деваты регулярного рисунка фриза. Контуры едва намечены резцом, напоминая объёмную ткань гобелена или тиснение по коже.

Бесконечная анфилада комнат укрыта мощными сводами, сложенными из грубо отёсанных блоков. Резной карниз когда-то поддерживал деревянные щиты подвесного потолка, украшенного тонкими росписями. Свет проникает внутрь помещений сквозь окна, прикрытые изящными колонками-балясинами. Их семь на каждое окно – священное число у кхмеров. Это ещё одна загадка храма. Колонки имеют идеально круглую форму, абсолютно идентичные размеры, пропорции и профиль. Создать их без токарного станка невероятно сложно, почти невозможно, но нет никаких сведений об использовании при строительстве каких-либо сложных механизмов и приспособлений. Подобный элемент декора позволяет поддерживать непрерывный общий ритм интерьера. Их ажурные тени ложатся на пол и стены, вплетаясь в общий рисунок комнаты, а огромные проёмы окон не кажутся пустыми благодаря тому, что мощные балясины создают впечатление сплошной поверхности стен. Игра света и тени создаёт радостное настроение, ощущение праздника, предчувствие значительного события. Стены словно бы светятся сами собой.

Новая встреча с храмом происходит неожиданно. В ярко освещённом проёме сумрачных сводов центральной гопуры возникает широкая дорога и силуэт башен на фоне небосвода. Сделанный из полумрака навстречу солнечному свету следующий шаг невольно заставляет остановиться перед открывшимся ослепительным зрелищем величественного храма, заполняющего весь горизонт. Этот эффект был скрупулёзно и точно выверен архитекторами, а во времена, когда Ангкор Ват открывался зрителю во всём своём великолепии золотого небесного дворца, он, безусловно, было многократно усилен, доведён до высшего эмоционального накала.

Нечаянно возникшая пауза заставляет осмотреться, и неожиданно для себя обнаружить, что восточная стена портала практически воплощает совершенство. Широкий резной цоколь, разноуровневые своды галереи, пышные тимпаны, фигуры деват, тончайшая резьба пилястр, ложные окна с точёными колонками-балясинами, увенчанные изящным растительным орнаментом фриза, перемежающегося фигурками апсар и животных – всё это составляет роскошный ансамбль, возможно, одно из самых прекрасных мест Ангкор Вата.

Гопуры северной, восточной и западной стороны также заслуживают внимания, несмотря на второстепенное значение этих сооружений, подчёркнутое уже тем фактом, что они так и остались недостроенными, поэтому почти лишены внутренней отделки. Расположенные на «окраине вселенной», спрятанные за пышной растительностью, они посещаются очень редко, хотя со стороны северной гопуры, через ров в направлении Пном Бакхенга можно сделать интересные снимки.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве