Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники''




Прасаты

Главным элементом кхмерского храма является прасат - каменная башня, расчленённая пилястрами и увенчанная пирамидой из ложных этажей. Главный вход в него всегда расположен с восточной стороны, а остальные стены дополнены ложными дверями. Но встречаются прасаты с расположенными напротив друг друга двумя или четырьмя дверями. В III – VII веках прасат являет в своём основании квадрат, но затем планировочные схемы становятся более разнообразными. План становится крестообразным за счёт дополнения святилища вестибюлями и многостолпными залами, которые получают распространение в конце X века.

Перекрытие святилища осуществлялось методом последовательного напуска следующего ряда блоков над предыдущим: каждый ряд венца постепенно уменьшался в размере, образуя ложные этажи, которых, обычно, было четыре. Изнутри этот ложный свод напоминал сужающуюся трубу, которую сверху прикрывало навершие или фиал в форме цветка лотоса, в центре которого устанавливался металлический шест или трезубец, символизировавший тримурти. Изнутри святилища, свод его перекрытия на высоте первого яруса пирамиды мог драпироваться либо шёлковым полотнищем, либо подвесным деревянным потолком.

Прасаты поражают богатством своего скульптурного убранства и многообразием их форм. Их стены были раскрепованы декоративными орнаментированными пилястрами, притолоки и перемычки украшались изящными растительными гирляндами с фантастическими фигурами. Богато орнаментированные ярусы, завершающие прасат, также украшались ложными нишами и проёмами. Плоскости стен между угловыми и портальными пилястрами почти полностью покрывались скульптурными изображениями. Фронтоны прасатов несли скульптурный орнамент розеток или кругов в лиственном узоре.

Поскольку прасаты и галереи перекрывались ложным сводом, это ограничивало их размеры. При достаточном большом пролёте между стенами или двумя рядами колонн крыша могла просто обрушиться. Однако задачи создания больших внутренних помещений для храмов у архитекторов просто не было. Климат Камбоджи позволяет проводить под открытым небом многолюдные религиозные церемонии практически круглогодично. Прасаты представляли собой жилище бога, девараджи, священное место хранение линги и доступ туда имели только священнослужители. Всё это определило ограниченное внутреннее пространство и изысканное декоративное внешнее убранство прасатов, которые, как жилище бога, обязаны были являть собой непревзойдённые образцы изобразительного искусства.

Башни Байона представляют собой прасаты, венцы которых выполнены в виде ликов.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве