Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Окрестности Ангкора''




Пном Кром

«Нижняя гора»

Годы строительства:

около 900 г.

Религия:

индуизм (культ Шивы)

Король:

Яшоварман I (посмертное имя Парамашивалока)

Стиль:

Бакхенг

Расчистка:

Глез в 1938 г.

Анастилоз:

не применялся

Местоположение:

15 км. южнее города Сиемреап

Продолжительность визита:

не менее часа

Время визита:

во второй половине дня

С верхней платформы Пном Бакхенг открывается вид на окрестности Ангкора и ещё две вершины, поднимающиеся над распростёртым равнинным пейзажем. Король Яшоварман I увенчал их храмами, утвердив власть девараджи над этими просторами. Помимо самой «Центральной горы», эта тримурти включает холм Пном Кром, расположенный у кромки озера Тонлесап в 16 километрах южнее города Сиемреап и Пном Бок, находящийся среди рисовых чеков в 20 километрах к северо-востоку.

Расположенный на высоте 137 метров над уровнем озера, Пном Кром наиболее полно сохранился несмотря на то, что он потерял своды южной и северной башен, а также два яруса центральной башни. Кроме того, его стены, построенные из рыхлого и пористого песчаника, больше тысячи лет противостоят в период муссонов ураганным ветрам с озера. Вековое противоборство пагубно сказалось на рельефах храма, которые отслаиваются под действием ветра и влаги и постоянно теряют многие детали. К несчастью, свойства камня делают бессмысленными проведение каких-либо реставрационных работ. Специалисты Французской школы Дальнего Востока сосредоточили свои усилия на мероприятиях по консервации памятника.

Путь от центрального рынка Сиемреапа занимает около 15 минут. Петляя вдоль изгибов реки, дорога бежит среди высоких пальм и тенистых деревьев манго, вскоре выбираясь к городским предместьям, которые сменяются экзотическим сельским пейзажем Камбоджи. Южная часть региона Ангкора всегда расцвечена самыми невероятными оттенками зелени полей и деревьев. Напоённые водами Тонлесап, рисовые чеки дают, как и во времена короля Яшовармана по нескольку урожаев в год. Тут и там запряжённые в плуг горбатые буйволы медленно влачат его, разгоняя мутную воду. Рядом молодые побеги риса дружно тянут навстречу солнцу яркие, плотные стебли, а невозмутимые цапли прогуливаются среди них в поисках пропитания.

Экскурсию на Пном Кром рекомендуется совместить с прогулкой в плавучую рыбацкую деревню. Вопреки распространённому мнению, её населяют отнюдь не кхмеры, а этнические вьетнамцы, которые селятся здесь многие века. Школы, спортивные площадки, магазины, рестораны, жилища рыбаков и даже католический храм стоят вдоль улиц, по которым фланируют забитые туристами лодки.

От развилки дороги, которая уходит в сторону Тонлесап, начинается восхождение на холм Пном Ком. Можно отправиться к вершине по дорожке, огибающей подножие слева или же немного сократить путь, поднявшись по лестнице. Возможно, руины храма сами по себе не стоили бы тех усилий, которые придётся совершить, но с вершины открывается потрясающий вид на озеро, особенно полноводное в конце октября и в начале ноября, когда его воды подступают почти к самому холму. Вместе с посещением Западного Барая, это место подарит настоящее умиротворение и долгожданный отдых после тяжёлого дня экскурсий. Несомненно, его непременно стоит посетить в предзакатные часы ещё и по той причине, что здесь собирается намного меньше туристов, чем на ступенях Пном Бакхенга, который чрезмерно популярен у ленивых путешественников.

Миновав пагоду, дорога приводит к восточной гопуре, прорезавшей квадрат латеритовой внешней ограды, длина стен составляет около 50 метров по каждой стороне квадрата. Невысокие и добротно построенные, они хорошо сохранились в отличие от гопур, вовсе исчезнувших. Четыре крестообразные гопуры имели одинаковый план. Очень просторная центральная комната расширялась боковыми крыльями, а во внутренний двор входы были открыты портиками. Естественный уклон холма был выровнен, поэтому с трёх сторон к гопурам вели небольшие лестницы. С северной стороны холма почва была подготовлена для строительства громадной лестницы, ведущей к двум бассейнам у подножия холма. Но, по всему видно, этот грандиозный проект никогда не был завершён.

Во дворе, за исключением фундаментов и нескольких участков стен, практически ничего не осталось от окружающих центральные святилища длинных латеритовых галерей, предназначенных для отдыха паломников. Они были размещены очень близко к ограде, оставляя небольшой проход шириной меньше одного метра. Имевшие разные размеры и пропорции, эти сооружения расположены почти симметрично относительно оси восток-запад. Из их числа выбивается единственное здание в юго-восточном углу. С западной стороны стояли четыре строения, а с трёх других сторон располагались по два. Их своды были покрыты черепицей, а окна насчитывали по пять латеритовых балясин.

В восточной части двора находятся четыре квадратных в плане здания, выстроенные по одной линии и сгруппированные попарно относительно проходящей по линии восток-запад оси симметрии. Крайние от оси выстроены из кирпича, а ближайшие к ней сложены из песчаниковых блоков. Внутренние размеры камер составляют 3,1 на 3,5 метра. Своими входами они открыты на запад и имеют ромбовидные вентиляционные отверстия по трём другим сторонам. При такой большой ширине, им удалось сохранить свои своды, хотя те находятся в состоянии постоянной опасности обрушения. Один из очень пострадавших «камней девяти планет», наваграха, был найден в северной песчаниковой башне.

Три святилища установлены на общую платформу вдоль оси север-юг. Она построена из латерита и облицована песчаником. Прямоугольное в плане, основание с востока и запада прерывается небольшими лестницами, установленными напротив входов в святилища. Их обрамляют выступающие вперёд фигурные парапеты, украшенные прежде скульптурами львов. Несмотря на незамысловатый профиль цоколя, платформа выглядит элегантно. Тот же стиль выбран и для цоколей прасатов, благодаря многочисленным редутным выступам создающих сложный объём. Святилища открыты и на восток, и запад, поэтому ложные двери установлены только с двух сторон башен.

Платформа и сами святилища на несколько метров смещены к западу относительно оси север-юг, что делает восточную часть внутреннего двора чуть шире. Это позволило разместить перед платформой циклопическую скульптуру дварапала, высотой около 3,2 метра. Датируемый более поздним периодом, он выполнен на высоком уровне мастерства и с весьма колоритным выражением лица. Причёска ракшаса очень необычно сочетала в себе многоуровневый мукут и ушнишу.

Квадратные внутренние камеры святилищ различаются по размеру для центрального и боковых прасатов и составляют, соответственно, около 4 и 3,4 метра по каждой стороне. Вход внутрь сейчас невозможен из-за опасности обрушения ложных сводов, которые были четырёхъярусными и заканчивались навершием в виде лотосового бутона. Помимо размеров, центральный прасат выражает своё доминирование едва заметной деталью. Его квадратный фронтон немного больше, нежели у боковых башен. Карнизы, отмечающие внешние ярусы сводов, были украшены многочисленными антефиксами и миниатюрными прасатами, вырезанными из монолитных песчаниковых блоков. На их крошечных тимпанах можно разглядеть интересные изображения апсар в пышных колоколообразных плиссированных юбках, напоминающих те, что оживляют орнаменты храмов Бакхенг и Бантеай Срей.

Тимпаны фронтонов храма Пном Кром стали первым значительным опытом реализации сюжетной тематики данных элементов после Баконга, остающихся там преимущественно архитектурными, а не художественными. В присущей им сдержанной манере исполнения они представляют нечто большее, чем низкий «гобеленовый» рельеф и демонстрируют страшную путаницу смежных сюжетов, имеющих весьма отдалённое отношение к главной теме. Несмотря на плачевное состояние, над западной дверью центрального прасата ещё можно разглядеть силуэт божества в окружении двух больших S-образных свитков, восседающего на расходящихся ветвях, изображённых на фоне нерегулярного рисунка в виде завитков.

Из скудных остатков орнаментов можно также выделить плотные рельефы в виде апсар, которые украшают карнизы лестничных парапетов. Сами карнизы, выделяющиеся своими пропорциями. Очень тонкий узор угловых пилястр и ложных дверей в виде крошечных фигурок и растительного орнамента, а также рельефные пояса пилястр. Ниши с фигурами деватов, стоящих вполоборота. Их лица излучают спокойствие и умиротворение.

В центральном прасате некогда была водружена статуя Шивы, а в южном и северном, соответственно, находились скульптуры Брахмы и Вишну. Теперь от них остались только обломки пьедесталов. Сами статуи выполнены довольно грубо, в стиле Прэах Ко или даже в более раннем стиле Кулен. Их плечевой пояс непропорционально развит, а ноги слишком массивны. В противоположность скульптурам, пьедесталы выглядят довольно изящно, в особенности тот, что находился в южной башне и символизировал ритуальное место Брахмы. Подобные постаменты, украшенные лепестками лотоса и изображениями Хамсы, его ваханы, были обнаружены в храмах Пном Бок и Та Прохм. В основании постамента находился священный камень с шестнадцатью отверстиями.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве