Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Окрестности Ангкора''




Пном Бок

«Гора буйволового горба»

Годы строительства:

около 900 г.

Религия:

индуизм (культ Шивы)

Король:

Яшоварман I (посмертное имя Парамашивалока)

Стиль:

Бакхенг

Расчистка:

Глез в 1939 г.

Анастилоз:

не применялся

Местоположение:

23 км. северо-восточнее города Сиемреап

Продолжительность визита:

не менее часа

Время визита:

в течение дня

Пном Бок стал третьим холмом, где Яшоварман воздвиг песчаниковый храм. Не принимая во внимание сложности, которые приходилось преодолевать, чтобы вручную доставить тонны камней на такую высоту, молодой король упорно стремился взять своих подданных под защиту брахманской троицы и безграничной власти девараджи. Сооружение этого храма продемонстрировало исключительное единство и возрастающую мощь кхмерской империи.

Вершина Пном Бок находится на высоте 235 метров, что почти в два раза выше верхней точки Пном Кром, который по этой причине кхмеры прозвали «нижней горой». Восхождение мало походит на приятную прогулку, хотя и вознаграждает изумительными видами окрестностей Ангкора. С вершины холма можно наблюдать не только водную гладь озера Тонлесап и прямоугольник Западного Барая, но и полосу дремучей зелени Пном Кулен, вздымающегося на севере. Путь наверх лежит по бесплодному каменистому южному склону, где размётанные блоки отмечают бледную тень давно исчезнувших каменных ступеней.

Храм Пном Бок, как и его брата-близнеца Пном Кром, также не удалось датировать, так как здесь не были найдены ни стелы, ни эпиграфические надписи на дверных косяках. Их отличия плана и декоративной отделки настолько незначительны, что явно напрашивается мысль о том же авторстве. Возможно, построенные одновременно или с незначительной разницей во времени, они оба соответствуют стилю Бакхенг.

Остатки зданий показывают, что они были расположены практически так же, как в Пном Кром, стой разницей, что все три святилища имеют одинаковые размеры. Во время работ по расчистке выяснилось, что они находятся в крайней степени разрушения, все их своды исчезли, а руины удерживаются на своих местах лишь чудом. Полностью завершённая на востоке и только начатая на западе сортировка каменных блоков выявила превосходное мастерство рельефов и показала гораздо лучшую, в сравнении с Пном Кром, сохранность орнаментов.

Мотивы фронтонов, часть из которых была восстановлена прямо на земле, соответствуют стилю Бакхенг, характерному для периода царствования короля Яшовармана I. Данное замечание справедливо и в отношении техники исполнения, и в отношении построения композиции сцены. Почти квадратные, с мощным обрамлением в виде огромных макар, заканчивающих линию арки, тимпаны демонстрируют смешение сопредельных сюжетов. Несмотря на это, центральная часть композиции обязательно включает фигуру божества, восседающего над расходящимися в стороны ветвями, которые расширены пышными завитками растительного орнамента и окаймлены крохотными ликами божеств.

Хотя декоративная отделка северной и южной башен осталась незавершённой, повсюду находятся признаки сходства этих элементов с теми, что встречаются в Пном Кром. Слабозаметные вариации деталей не оказывают влияния на их общее восприятие. Так, например, лица деватов повёрнуты анфас, а обрамления ниш немного уже. Безудержная пышность орнаментов наддверных перемычек, которые не слишком оригинальны своею композицией и выполнены грубовато, резко контрастирует с изысканной простотой восьмигранных колонн.

От окружающих святилища галерей остались только фундаменты, но латеритовые стены священного двора находятся приблизительно в аналогичном состоянии. Расположенные в восточной части двора квадратные в плане здания тоже присутствуют в Пном Бок. Кирпичные постройки превратились в земляные холмы, а ближайшие к оси песчаниковые строения сохранились гораздо лучше, чем в Пном Кром. Очень любопытны их «окна», представляющие собой круглые отверстия в песчаниковых блоках. Изготовление таких отверстий теми инструментами, которыми располагали зодчие, требовало десятков часов кропотливого труда.

Во время расчистки памятника были найдены многочисленные миниатюрные прасаты и антефиксы, традиционно применявшиеся для украшения карнизов ложных сводов. Также в северной башне обнаружились осколки разбитого основания линги, который может быть отнесён к доангкорскому периоду. У подножия центрального святилища открыли крупные фрагменты статуи Вишну. Очень тонкая работа и заряженная энергией поза скульптуры свидетельствует о более поздней дате её создания. Возможно, она относилась к стилю Бапхуон. У южной башни до сих пор находятся огромные осколки круглого постамента Брахмы. Следует также упомянуть головы трёх богов тримурти, которые ещё в 1873 году Делапорт вывез в Париж, где ныне они хранятся в музее Гиме.

В шестидесяти метрах к востоку, вблизи современных пагод, можно отыскать остатки прямоугольного резервуара размерами 10 на 8 метров, облицованного изнутри кирпичом. Лестница на его восточной стороне спускалась к воде. Этот небольшой водоём в сезон дождей служил для сбора воды, доставлять которую сюда было очень сложно.

В противоположном направлении, примерно в 150 метрах западнее центральной башни, обязательно стоит отыскать квадратную платформу из латеритовых блоков, размер сторон которой равен 10 метрам. Она служила основанием гигантской линги, позже свергнутой и разбитой. Высеченная из монолитного песчаникового блока длиной в 4 метра, она имела диаметр 1,2 метра. Нечеловеческие усилия, которые были предприняты для доставки сюда каменной глыбы весом в 10 тонн, остаются за грань реальности.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве