Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Окрестности Ангкора''




Прасат Ак Ём

Годы строительства:

VII - IX вв.

Религия:

индуизм

Стиль:

доангкорский

Расчистка:

Труве, 1932 – 1935 гг.

Анастилоз:

не применялся

Местоположение:

11 км. западнее города Сиемреап

Продолжительность визита:

менее получаса

Время визита:

в течение дня

Руины храма Ак Ём находятся в 900 метрах к западу от главного шлюза Западного Барая непосредственно на дамбе южной стороны водохранилища. Зачастую «тук-тук» не может преодолеть крутой подъём у шлюза. Предупредите водителя о намерении посетить этот храм и попросите подняться наверх порожняком. У него будет на это достаточно времени, даже если в ваши планы не входит посещение Западного Мебона.

Ак Ём изредка посещается туристами, поскольку в гораздо большей степени представляет интерес исторический и археологический, нежели архитектурный и художественный, так как он гораздо старше первой столицы Ангкора. Его расчистка проводилась одновременно с раскопками, однако ни те, ни другие работы так и не были надлежаще завершены. Для полного раскрытия памятника потребовалось бы срыть несколько десятков метров валов водохранилища и переместить до ста тысяч кубометров грунта. Для осуществления этих планов ни сил, ни средств не было, поэтому Труве принял решение свернуть работы.

По всей видимости, строительство храма началось ранее VII века. К началу IX века он был неоднократно перестроен, причём многие его части демонтировались с целью повторного использования строительных материалов. На очень короткое время, когда Джаяварман II перенёс сюда свою столицу, Ак Ём получил государственный статус и приобрёл типичные черты храма-горы. Развёрнутая королём Яшоварманом I на рубеже IX века грандиозная стройка его столицы подписала храму приговор. Пролегавшая на запад от холма Бакхенг дорога проходила точно по храмовой территории. Ак Ём уступил кесарю кесарево, тем не менее, продолжая существовать. Но спустя ещё два века он исчез под сотнями тонн земли, выбранной со дна возводимого Западного Барая.

Обнаруженные во время раскопок эпиграфические надписи на дверных косяках Ак Ём и наваграхах позволили определить несколько дат, наиболее ранняя из которых относится к 609 году, а позднейшая к 1001. Несмотря на то, что первоначально храм не был посвящён культу девараджи и королевской линги, кхмеры издавна воздвигали мегалиты, которые во многом соответствуют этому хтоническому символу Шивы. До распространения индуизма и появления культа девараджи подобные знаки предназначались для отправления ритуалов поклонения «владыке горы» Гирисе, а позже Гамбхирешваре, «Шиве глубин». Если вспомнить, что ещё цари Бапнома называли себя «владыкам гор», возможно, именно Ак Ём натолкнул Джаявармана II на мысль синтезировать новую религию и начать в горах Кулена строительство Махендрапуры, впервые воплотившей все его идеи. Вернее, здесь эти идеи были окончательно осмысленны.

Хотя пирамида Ак Ёма ещё не является истинной, она чётко демонстрирует все признаки храма-горы. Её первый уровень обозначался простой насыпью, окружённой кирпичной подпорной стеной, возможно, отсыпанной по приказу Джаявармана II для придания храму государственного статуса.

Все строения храма полностью кирпичные, лишь его входы были песчаниковыми. Квадратный первый ярус пирамиды имел в длину около 100 метров по каждой стороне. Второй и третий также были кирпичными, а поверхность стен украшена выступающими мотивами, которые напоминают орнаменты чамских святилищ. Второй ярус нёс на себе двенадцать башен. Четыре угловых прасата имели несколько большие размеры, нежели дополнительные, которых насчитывалось по две с каждой стороны. На верхней платформе располагалось главное святилище, открытое на восток. С трёх других сторон находились ложные двери. Все прасаты первоначально были обшиты резными деревянными панелями. Отверстия в стенах отмечают места, куда были забиты деревянные пробки для крепления внешней обшивки. Позже стены были дополнительно усилены несколькими поясами кирпичной кладки, позволившей возвести кирпичные каменные своды и открыть святилище на четыре стороны света.

Центральная камера имеет невероятный для кирпичных сводов размер в 5,5 метров по каждой стене. В центре её находится квадратный пьедестал, занимавший почти всё свободное пространство. Длина его граней составляет 2,75 метра. Здесь была установлена линга, вернее, символ Гамбхирешвары, вскоре ставший королевской лингой. Пьедестал скрывал глубокий колодец, уходивший вниз более чем на 12 метров, до уровня основания пирамиды. На дне колодца находилась камера, хранившая священные артефакты. Её размеры составляли 2,7 метра по каждой стороне, а ложносводчатый потолок сужался до ширины колодца. Существование этого хранилища подтолкнуло к проведению таких же исследований в Байоне и Ангкор Вате, благодаря чему была найдена статуя Будды-короля Джаявармана VII, ставшего ныне покровителем Камбоджи и золотые листья в основании пирамиды Ангкор Вата.

Декоративные элементы Ак Ёма представляют очень редкие образцы первобытного искусства кхмеров. Наддверные перемычки, которые повторно использовались при всех реконструкциях, пережитых храмом, невелики по высоте и слабы в части композиции. В мотивы их рисунков нередко включены медальоны и орнаментальная отделка в виде подвесок, тогда как другие перемычки имеют растительные орнаменты в виде завитков. Колонны были круглыми, с довольно плотным узором в виде полусфер. Широкобёдрые деваты, чьи силуэты вырезаны по кирпичу, ещё можно отыскать на северо-восточном углу святилища. На восточной стороне есть остатки ложных дверей с узором в виде львов, помещённых внутрь медальонов.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве