Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Окрестности Ангкора''




Западный Мебон

Годы строительства:

вторая половина XI в.

Религия:

индуизм

Король:

Удаядитьяварман II

Стиль:

Бапхуон

Расчистка:

Глез 1942 - 1944 гг.

Анастилоз:

не применялся

Местоположение:

11 км. западнее города Сиемреап

Продолжительность визита:

не менее часа

Время визита:

в течение дня

В начале сухого сезона добраться до Западного Мебона можно только на лодке. У шлюза всегда стоят на приколе несколько экскурсионных судов, способных вместить до 20 и более человек. Их владельцы требуют платы за свои услуги, причём сумма не зависит от количества туристов. Вся поездка на остров, вместе с осмотром храма, занимает примерно час, а после неё можно посетить Ак Ём.

К началу марта барай мелеет настолько, что открывается сухопутная дорога к Мебону по дну водохранилища. Следует заранее предупредить водителя о намерении осмотреть храм, так как он должен наилучшим образом спланировать маршрут и выбрать наиболее подходящую дорогу. Можно начать со смотровой площадки шлюза, затем посетить Ак Ём, после чего отравиться к центру северной дамбы, откуда начинается дорога по дну барая.

В каком-то смысле Западный Мебон напоминает построенный несколько веков спустя посреди барая Прэах Кхан храм Неак Пеан. Он был построен на квадратном насыпном острове, длина сторон  которого составляет около 100 метров. Весь остров имеет в разрезе форму ковша, окружающие валы которого облицованы с обеих сторон песчаником, а к внутреннему водоёму ведут ступени, устроенные по всему периметру. В центре располагается каменная платформа размерами 10 на 10 метров, соединённая с восточным берегом храма песчаниковой дамбой. При раскопках были обнаружены различные части нага-балюстрады.

Внешние валы были ограждены стеной, через каждые 25 метров прерывавшейся гопурой, полностью сложенной из песчаника. Квадратные в плане, они почти не имели внутреннего помещения. Их внешние размеры составляли 2,4 метра, а длина стен внутренней камеры равнялась приблизительно 1,3 метра. Напротив  друг друга были расположены довольно узкие дверные проёмы. Несмотря на крошечные размеры, гопуры венчали многоярусные своды, заканчивающиеся навершием в виде лотосовых бутонов с восемью лепестками. К сожалению, внешняя ограда и практически все гопуры обрушились, несмотря на то, что они их отреставрировали в ходе работ по расчистке. Сегодня только с восточной стороны остался небольшой участок стены и несколько гопур.

Стены на равном расстоянии прорезали небольшие окна с балясинами. Сверху их украшал очень интересный карниз, имитировавший ложные своды галерей с антефиксами в форме лепестков лотоса. По всей видимости, причиной гибели уникальной ограды и гопур стала широко распространённая в XI веке пагубная практика подкрепления каменных элементов конструкции деревянными балками, которые попросту сгнили в этом сыром месте.

Абсолютно ясно, что храм создан в стиле Бапхуон. Об этом свидетельствуют плавные и округлые формы нагов, обрамляющих тимпаны, растительные орнаменты с фигурками животных, пилястры с вертикальным шевронным узором. Кое-где сохранились угловые пилястры с небольшими панелями с узором  завитков или с изображениями животных. На тимпанах присутствует чисто растительный орнамент, созданный в технике высокого рельефа. Дверные косяки собраны «на ус», а обрамляющие их колонны имеют чрезвычайно редко встречающиеся в архитектуре Камбоджи вертикальные желоба.

На установленной в центре храма платформе находился крытый черепицей деревянный навес, который бесследно исчез. В центре платформы при раскопках был обнаружен колодец с узким восьмигранным горлышкам, диаметром чуть больше полуметра, которое становится круглым и расширяется до метрового диаметра. Колодец был облицован точно подогнанными друг к другу песчаниковыми блоками с радиальными стыками. Пожалуй, эта кладка является единственным в Камбодже доказательством того, что кхмерские зодчие были знакомы с технологией строительства истинных сводов, но использовали эти знания исключительно для строительства ритуальных храмовых колодцев. Впрочем, с ним связана мистическая история. Одному из местных жителей во сне явился Будда и велел ему разобрать кладку. С этого времени прошло несколько лет, прежде чем Глез приступил к археологическим раскопкам и ему передали историю о странном повелении явившегося во сне Будды. Часть кладки была повреждена, после того, как исследователи извлекли из стены несколько блоков, был обнаружен фрагмент огромной бронзовой статуи, которая в настоящее время хранится в Национальном музее в Пномпене.

Эта работа является абсолютно уникальной в силу своего гигантского размера. Общая её длина должна была превышать четыре метра. Тщательные исследования показали, что она была покрыта позолотой и инкрустирована драгоценными металлами и камнями. Нет сомнений, эта статуя лежащего Вишну является тем самым «бронзовым Буддой из пупка которого постоянно течёт вода». Чудо настолько поразило воображение Чжоу Да-Гуаня, что он по ошибке поместил скульптуру в «Восточное озеро», то есть в Восточный Барай. Китайский дипломат так и не смог понять, на чём основано дивное явление. Между тем, Западный Мебон и Неак Пеан представляли собой разновидность храмов-ниломеров, указывающих уровень водных запасов барая. При достижении определённой отметки вода начинала струиться из линги или скульптуры святого. В основе данного феномена лежит закон сообщающихся сосудов. Дело в том, что уровень установки статуи находился ниже поверхности окружающего водоёма. Через сложную систему каналов и сифонов вода поступала в специальный накопительный резервуар, из которого равномерно изливалась до тех по, пока уровень воды не опускался ниже обозначенного. Наступала символическая «ночь Вишну». Игравший значительную роль в системе водоснабжения песчаниковый резервуар был обнаружен в нескольких метрах от колодца.

Ещё одна легенда гласит, что огромный крокодил проглотил здесь царскую дочь, а затем попытался ускользнуть, прорыв в насыпи громадную нору. Когда он был изловлен и убит, из его вспоротого брюха выскочила невредимая принцесса.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве