Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Окрестности Ангкора''




Бенг Меалеа

Годы строительства:

конец XI - первая половина XII вв.

Религия:

индуизм

Король:

Джаяварман VI (посмертное имя Парамакайвальяпада), Джаяварман VIII

Стиль:

Бапхуон/Ангкор Ват

Расчистка:

Мескенан в 1913 г.

Анастилоз:

не применялся

Местоположение:

65 км. северо-западнее города Сиемреап

Продолжительность визита:

не менее полутора часов

Время визита:

в течение дня

Экскурсия в Бенг Меалеа занимает половину дня. Чтобы добраться туда, потребуется не менее полутора часов. Поскольку часть пути проходит по скоростному шоссе Сиемреап - Пномпень, в целях обеспечения безопасности и для большего комфорта рекомендуется взять в аренду автомобиль с водителем, но поездка на мотоколяске также возможна. Если посвятить осмотру храма два часа, то энтузиасты успеют добраться до самого загадочного и необычного храма Камбоджи, Кох Кера Он находится в 55 километрах к северу от Бенг Меалеа и чтобы успеть вернуться в Сиемреап засветло, придётся выехать из города не позже половины шестого утра. Несмотря на все трудности, путешествие к этим храмам гарантирует незабываемые впечатления.

Храм очень велик, при его посещении лучше всего следовать этой схеме. Предложенный маршрут даёт представление о наиболее примечательных местах, добраться до которых можно без особых сложностей. Основной туристический маршрут сегодня отмечают деревянные помосты, которые не дадут заблудиться. При достатке времени, не только допустимы, но и приветствуются всякие отклонения от рекомендуемого плана. Поскольку со времени его расчистки минул почти век, в дальних уголках, куда редко заглядывают посетители, можно найти очень любопытные объекты фотосъёмки.

Вход в Бенг Меалеа доступен с западной стороны по дамбе, которая начинается от дороги, ведущей в Кох Кер. Обязательно следует обратить внимание на балюстраду, покоящуюся на профилированных квадратных основаниях. Завершающие мотивы в виде пятиглавых нагов достигают редкой для кхмерского искусства чистоты линий. Капюшоны священных змеев украшены тончайшим стилизованным узором, напоминающим скорее вышивку, чем каменную резьбу. Странно, но ореолы вокруг голов нагов имеют поразительное сходство с кокошниками русского зодчества XVI – XVII веков. В них ясно угадывается то же полукружье с килевидным завершением и щедро профилированным обрамлением.

Бенг Меалеа являлся одним из важных религиозных центров Камбоджи. Он был выстроен на площади 108 гектаров. К четырём воротам внешней ограды ведут широкие шоссе, обрамлённые нага-балюстрадами. Стены комплекса простираются на 900 метров с севера на юг и на 1200 метров с востока на запад, они окружены полноводными рвами шириной почти в 45 метров.

Чёткий архитектурный образ формируется, прежде всего, за счёт ясного плана, гармонии его составных частей и ощущения монументальности, возникающего за счёт просторных поверхностей стен, свободных от рельефов. По всей видимости, стены храма покрывали живописные росписи. Эксперимент потерпел фиаско, так как дожди смыли даже их следы. Формы пластического убранства Бенг Меалеа сдержаны и отчётливы. Платформы, карнизы и цоколи подчёркнуты одиночным фризом. Основными элементами рельефного убранства являются тимпаны фронтонов и деваты, очень изящные, строгие и отличающиеся редким мастерством скульптурной обработки. Они одеты в длинные юбки, ниспадающие спереди и поддерживаемые в талии поясами с многочисленными подвесками. Их убранные в круг волосы стали предвестниками более изощрённых причёсок деватов Ангкор Вата.

Хотя точная дата строительства храма так и не была определена, он имеет черты позднего стиля Бапхуон и очень близок к стилю Ангкор Ват. Однако, в отличие от последнего, его композиция из пяти главных прасатов, опоясанная тремя концентрическими галереями, расположена на одном уровне с ними. Это концептуальное решение храма-горы достигло в Бенг Меалеа своего пика. Строгая симметрия ансамбля смягчена присутствием на юге дополнительных строений, размещённых между вторым и третьим поясом галерей. Такие сооружения, предположительно служившие личной резиденцией короля, встречаются в Та Прохме, Прэах Кхане и других храмах, но здесь они расположены не на главной осевой линии, проходящей с востока на запад, а сбоку. Круговые галереи формируют два корпуса, которые расположены симметрично оси север-юг. Пространство расположенного с востока внутреннего двора разделяется на четыре равных части центральными крестообразными галереями. Часть их сохранилась в первоначальном виде, включая ложные своды и узкие боковые проходы изящных пропорций. Пространство, охваченное западными галереями, разделено на два небольших дворика единственной осевой галереей, которая проходит с востока на запад. Вопреки распространённому мнению, Жан де Мескенан видел в них не королевские покои, а место, отведённое для исполнения религиозных танцев или «молитв в сопровождении музыки или без него». Второе сооружение, где им были обнаружены следы водоотводов и множество керамических черепков, по мнению этого исследователя, предназначались для ритуальных омовений.

Состояние и характер разорения храма таковы, что не могут быть объяснены действием только естественных причин, несмотря на то, что везде господствует буйная тропическая растительность. Отдельные участки храма представляют собой хаотические завалы, хотя рядом находятся почти нетронутые здания. В то же время, во множестве обнаруживаются следы фанатичного религиозного вандализма. Помимо варварски сбитых протяжённых полос скульптурных рельефов башен и цоколей, разрушены некоторые святилища и другие здания.

Внешнее ограждение, соответствующее размеру окружающих рвов, представляло собой деревянный частокол. Четыре осевых дороги, ведущие в Бенг Меалеа, проложены поверх дамб. Боковые карнизы опорных стен пересекающих рвы дамб, их крестообразных террас, как и подвесные песчаниковые мостовые, предшествующие гопурам первого пояса галерей, опираются на строгие колонны. Подобные архитектурные элементы встречаются в Ангкор Вате и Бапхуоне. Поверхность вымощена огромными прямоугольными плитами и с боков ограждена балюстрадой в виде нагов.

С восточной стороны Бенг Меалеа, дамбу обрамляют два бассейна, один из которых, облицованный песчаником, всегда полон воды. Затем дорога выходит за пределы храмовой территории и через 500 метров приводит к огромной низине, занятой рисовыми чеками. В древности здесь находился барай, размерами около 700 метров в ширину и 1 600 метров в длину. На его западном берегу возвышалась латеритовая терраса. С запада она предварялась широкой аллеей, обрамлённой придорожными столбами и была увенчана платформой, которая, как и в Сра Сранге, несла на себе деревянное строение с галереями, обрамляющими внутренний двор.

Наружная каменная галерея храма простирается на 152 метра с севера на юг и на 181 метр с востока на запад. На главных осях располагаются входные гопуры, а углы отмечают многоуровневые башни. С восточной стороны центральную гопуру обрамляют боковые, соединённые галереями с гопурами второго пояса ограждений. Все вместе, они создают ту же важную стилистическую деталь плана, что в Прэах Вихеар, Прасат Тхоме и Ангкор Вате. Благодаря этому, галерея второго пояса оказалась сильно смещена к западу, и с востока появилось пространство для двух внушительных библиотек, соединённых между собой переходами.

Галерея священного внутреннего двора охватывает центральное святилище, которое на востоке предваряется длинной залой. Эта часть построена по подобию храмов Чхау Сай Тевода и Бантеай Самре, сооружённых почти в то же самое время. Окружённое галереями, четырьмя осевыми гопурами и угловыми башнями, двумя библиотеками и продолговатой восточной комнатой, центральное святилище, к сожалению, полностью рухнуло.

Своды галерей Бенг Меалеа с одной стороны поддерживаются глухой стеной, а с другой опираются на ряд столбов, как в Ангкор Вате и Байоне. Образованное стенами огромное свободное пространство прекрасно подходит для размещения рельефов. Но декоративная отделка Бенг Меалеа, как уже упоминалось, удивительно сдержана. Как ни странно, этот факт придаёт храму неповторимую элегантность и является одним из его неоспоримых достоинств.

Помимо тимпанов, рельефы украшают пилястры, наддверные перемычки и ложные двери. В большинстве своём, это вишнуитские мотивы. Вишну можно найти в сценах рождения Брахмы, появляющегося из лотосового бутона, чей стебель берёт своё начало из пупка возлежащего на теле вечного змея Шеши бога. В сцене пахтания Молочного океана он одновременно предстаёт и в образе черепахи Курмы, своего второго воплощения, и в образе Катурбуджи («четырёхрукий»). Его восьмая аватара, Кришна, поддерживает над хижинами пастухов и их стадами гору Говардхану. В сцене противоборства Кришны и ужасного асура Баны, где он восседает на Гаруде, а демон управляет запряжённой львами колесницей. В некоторых эпизодах из «Рамаяны», в том числе, прекрасно сохранившимся барельефом, изображающим сцену испытания Ситы. Шива, танцующий между Брахмой, Ганешей справа, и Вишну слева от него. На наддверных перемычках изображены Индра на трёхголовом Айравате, Вишну на Гаруде, Лакшми между двумя слонами, поднявшими над её головой цветы лотоса, Шива, танцующий между Ганешей и Парвати.

Попросите водителя подождать с южной стороны. Там организована стоянка и находятся сувенирные лавки и ресторанчики, где можно перекусить перед дорогой в Кох Кер или перед возвращением в Сиемреап.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве