Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Барельефы Байона''




Наружные галереи

Южное крыло восточной галереи

Ангкорская империя практически непрерывно находилась в состоянии войны, являвшейся столь же неотъемлемой частью жизни, как рождение и смерть, восходы и закаты, ливни и тропическая жара. Беспристрастно, словно кадры военной кинохроники, переданы ратные будни и жестокие битвы. На барельефах хватает жутких, кровавых и реалистичных сцен, но нет триумфальных шествий и ликования побед. Работа не закончена, и праздникам нет  места. Эта обречённая обыденность потрясает своим флегматизмом. Словно отправляясь на сбор урожая, марширует военная процессия. Колонны идут с юга на север, сообразно ходу прасавьи, погребальной процессии, и этот маленький штрих скрывает трагическую сущность, ибо солдаты идут на смерть.

Воины вооружены копьями и щитами, их головы острижены наголо и непокрыты. Черты воинов-кхмеров, их врагов и наёмников художники передают предельно достоверно. Даже в гуще кровавой потасовки, сражающиеся войска можно распознать по одежде, оружию, причёске и даже чертам лица. Чуть ниже уровнем, то есть, ближе к зрителю, виден строй китайских наёмников. Их можно отличить по клинообразным бородкам и заколотым на макушках волосам. Марш сопровождают оркестр, задающий темп. Приплясывающий барабанщик бьёт, что есть мочи, двумя колотушками в гонг. Всадники без сёдел и стремян гарцуют сбоку. Стоя в полный рост, военачальники сопровождают своих солдат на слонах. Их громадные фигуры, сравнимые по размеру с деревьями на заднем плане, окружают зонты и знамёна. Царских особ можно узнать по сжимаемым в руках пкхакам, демонстрирующим принадлежность к высокому роду. Как и сегодня, погонщики подают слонам команды своеобразным стимулом - тяжёлой палкой с металлическими крюками на конце. Только удары этого тяжёлого орудия разъярённое животное сможет почувствовать в горниле битвы.

Процессия сменяется очаровательными бытовыми сценами. В оживлённой суете, вслед за армией солдат грядёт армия маркитантов, сопровождающих точно такие же одноосные телеги с огромными колёсами, которые ещё сегодня попадаются на дорогах Камбоджи. За одним из тележных колёс можно разглядеть крохотного поросёнка, поспешающего за своим хозяином. На верхней панели придворная процессия сопутствует трём принцессам, следующим в роскошных паланкинах своею дорогой, а на другом конце панно изображён ковчег со священным огнём. Такой же сюжет встречается в исторической галерее Ангкор Вата.

Миновав дверной проём во двор первого яруса, направление движения изменяется на противоположное. В верхней части барельефа можно обнаружить картины домашней обстановки и отыскать изображения нескольких отшельников. Затем вновь следует какая-то процессия с восседающими на слонах погонщиками. Бесподобно переданы деревья и кокосовые пальмы, к одному из которых привязан бык. Возможно, несчастное животное предназначено для жертвоприношения и смиренно ожидает своей участи.

Выше вновь изображены жилища. На остроконечные коньки взгромоздились несколько птиц, похожих на голубей. Стиль причёсок и одежда персонажей, свешивающиеся с опорных балок крыши странные предметы заставляют думать, что в этом доме иностранные купцы ведут разговор о какой-то важной сделке.

Юго-восточный угловой павильон

Стены этого павильона стали иллюстрацией крылатого выражения о вечном постоянстве временного. Когда-то отложенная ненадолго работа так и осталась незавершённой. Тем не менее, здесь можно получить прекрасное представление о последовательности работы кхмерских скульпторов. Приступая к обработке поверхности стены, которая вначале была требуемым образом подготовлена, они сначала намечали рисунок линиями, затем слегка придавали рисунку рельефность, а затем доводили работу до завершения. Скульпторам приходилось учитывать неровности кладки. Ведь поверхность стены никогда не была ровной, блоки выступали вперёд на разное расстояние. Это сильно осложняло работу, поскольку мастерам приходилось убирать лишний материал и размеривать поверхность с учётом этого.

Слева можно в очертания башни, увенчанной трезубцем, а справа двух очаровательных апсар, исполняющих свой воздушный танец. На остальных панелях должны были разместиться изображения морских сцен.

Восточное крыло южной галереи

Барельефы этой части галереи по технике исполнения и художественным достоинствам с полным правом относятся к числу наиболее выдающихся произведений средневекового кхмерского искусства. Они повествуют о сражении, произошедшем в 1181 году на озере Тонлесап, между флотом кхмеров и чамов. Перед зрителями разворачивается картина битвы военных кораблей. Похожие на галеры гребные суда противоборствующих сторон, с богато украшенными носовыми частями, схлестнулись в жестокой битве. Над рядами гребцов в полный рост стоят воины, вооружённые луками или копьями и щитами. Чамов можно узнать по длинным волосам и странным головным уборам, напоминающим цветы лотоса. Раненные и убитые люди падают за борт и тут же становятся добычей крокодилов, разрывающих их на части.

Огромная фигура правителя, сидящего на троне в своём дворце, изображена справа. Он возглавляет военный совет и отдаёт приказы. Ниже этой сцены видны фигуры резвящихся скоморохов, напоминающих тех, что подбадривают гребцов на Празднике Воды, который в наши дни проходит в Пномпене в ознаменование окончания сухого сезона.

Рыбы, парящие среди деревьев на барельефах Байона, это вовсе не реминисценция картин Шагала, а будни Большого Озера, заполняющего своими водами окрестные леса в сезон дождей. Они переданы настолько достоверно, что каменные изображения могут служить своеобразной энциклопедией обитателей озера. Используя те же методы и инструменты лова, что и их далёкие предки, нынешние рыбаки ежедневно добывают по нескольку центнеров рыбы.

На берегу Тонлесап кипит жизнь. Забавные бытовые сценки показаны с большим юмором, доброжелательностью и участием. Торговцы на рынке, крестьяне готовят себе еду прямо в поле, сцены охоты и нападений диких животных, какая-то женщина расчёсывает волосы своей подруге, а другая играет с её детьми. Чуть дальше жена заботливо склонилась над недужным мужем. Охотник подкрадывается к буйволам, готовясь пустить стрелу из арбалета. Некоторые племена в отдалённых районах современной Камбоджи до сих пор используют такое оружие на охоте.

За дверью снова идут сцены рыбалки, рыбаки выбирают свои сети. Китаец ставит на якорь джонку, подтягивая шкивом провисший канат. В самом низу панно крестьяне развлекают себя всевозможными забавами. Два петуха готовятся вступить в бой, страсти кипят не на шутку, спорщики оживлённо жестикулируют и делают последние ставки.

Сценки во дворце. Принцессы проводят время в окружении своих слуг за беседами и игрой в шахматы, их развлекают музыканты и танцовщицы. В самом низу битва двух диких кабанов, больше похожих на собак.

Продолжаются картины битв. В нижней части чамские воины подплывают на джонках и высаживаются, чтобы вступить в бой с кхмерами, которые предстают в виде великанов с короткими причёсками и телами, обёрнутыми верёвками в качестве доспехов. Кхмеры вновь одерживают победу, и мир возвращается в империю. Король в своём дворце раздаёт приказы своим подданным, готовящим богатый пир.

В самом конце галереи, слева от ещё одной двери, узкая панель показывает сцены состязаний борцов, а выше проходит спокойная философская беседа.

Западное крыло южной галереи

Эта часть галереи, в которой нижняя часть барельефа была завершена, а верхняя осталась незаконченной, представляет большого интереса. Заслуживают внимания всего несколько сцен. Изображённый здесь походный строй даёт бесценную информацию об используемых кхмерами боевых метательных машинах.

Кхмерская армия, вопреки распространённому мнению, строилась не по индийскому образцу и состояла из четырёх родов войск: пехоты, военных колесниц, конницы и слонов. Пехота играла основную роль на полях сражений, хотя имела довольно примитивное вооружение, включающее мечи и топоры различных типов, копья и луки. Конница и колесницы были малочисленны из-за высокой стоимости их содержания и использовались в случае необходимости проведения быстрого маневра на поле брани. Слоны были столь впечатляющи, многочисленны и громоздки, что в большинстве случаев не представляли никакой пользы. Как танки Первой мировой войны, они оказывали скорее психологическое воздействие на противника. Но слоны были незаменимы при переноске тяжестей в условиях бездорожья и в лесу. Здесь находится изображение управляемого двумя лучниками слона, несущего на спине баллисту, а также катапульта, установленная на колёса.

В западной стороне галереи должна была появиться сцена купания священных слонов. Их укрыли зонтами от солнца и ведут к реке, полной рыбы. Рисунок в основном намечен тонкими линиями.

Южное крыло западной галереи

Многие барельефы в этой части галереи также остались незавершёнными. Внизу снова изображен военный поход. Пехотинцы, возглавляемые военачальниками, стоящими на спинах слонов, проходят на фоне лесов и гор, которые обозначены треугольниками. Ближе к центру находится с юмором переданная сценка, в которой отшельник, взобравшись на дерево, спасается от любопытного тигра.

Выше находятся изображения, очень важные для понимания методов строительства. Рабы тянут каменный блок, на котором стоит надсмотрщик, держащий в руках палку. Другие рабочие занимаются притиркой блоков, подвешенных на специальной раме. Тут же представлены сцены жизнеописания аскетов и отшельников.

За дверью начинается очень пространное панно, которое Кёдес называл «гражданской войной». Возможно, оно изображает события «Восстания Раху», предшествующие захвату столицы в 1177 году. Огромная толпа мужчин и женщин движется по улице. Они крайне возбуждены, их жесты выражают агрессию. Некоторая часть людей вооружена и готова к бою. Над этой сценой две коленопреклонённые фигуры держат в руках отрубленные головы, кажется, готовясь представить их толпе. Некто в своём паланкине направляется к принцу, который ждёт его в своём дворце. Яростная битва полуобнажённых воинов с одинаковыми причёсками, характерными для кхмеров. В сражении принимает участие множество слонов.

Северное крыло западной галереи

Кажется, что вооружённые простыми палками воины гонятся вслед за другой группой, бегущей впереди слонов и прикрывающейся маленькими круглыми щитами. Эта странная процессия минует пруд, где гигантская рыба глотает крохотных четвероногих животных. Краткая надпись поясняет: «Олени её пища».

Другой, более пространный текст, находится под огромной креветкой. Он сообщает о том, что «король преследует и превозмогает побеждённых врагов». К несчастью, верхняя часть полотна, к которой относится запись, осталась только в эскизных линиях.

Надпись, находящаяся дальше двери, повествует о том, что «король на некоторое время удаляется в лес, где он выполнит священную индрабхишаку». Это праздничная процессия, сопровождающая короля для проведения обряда принесения жертвы Индре. Древняя церемония берёт своё начало ещё в ведической религии. Король, который традиционно изображается значительно превосходящим всех окружающих его, стоит на слоне. Впереди следует ковчег со священным огнём, а замыкают процессию женщины и дети.

Западное крыло северной галереи

Барельефы заполняют только нижнюю часть стен, некоторые участки выполнены только в эскизах. По мнению Кёдеса, первая картина изображает то, что является неотъемлемой частью церемонии принесения жертвы Индре, индрабхишаке. В процессии принимают участие атлеты, жонглёры, акробаты и лошади, то есть, все те, кто принимает участие в спортивных играх и народных гуляниях, посвящённых этому событию. Над дворцовой сценой, где король восседает на троне, проходит забавная процессия животных, дающая представление о фауне средневековой Камбоджи. На другом конце отшельники в лесу и на берегу извилистой реки. После двери снова батальная сцена в которой участвуют чамы, традиционные враги кхмеров.

Восточное крыло северной галереи

Стены этой части очень разрушены за исключением крайних частей, где снова изображена битва кхмеров и чамов. Тесные ряды чамов наступают с запада. На этот раз кхмеры бегут по направлению к горам, как будто не собираясь дать достойный отпор. Восточная часть крайне оживлена, а изображения здесь переданы с большой долей реализма.

Северо-восточный угловой павильон

Довольно обыденная процессия кхмерских воинов и слонов украшает стены павильона. В его центре находится пьедестал, на котором обыкновенно помещались статуи Брахмы. Его происхождение и причина появления в Байоне остаётся загадкой. Он отличается от стиля Байон и может быть отнесён к X веку.

Северное крыло восточной галереи

На огромном панно вновь изображены ожесточённо сражающиеся войска чамов и кхмеров. В центре кровавой свары изображены принимающие участие в этой битве слоны. Один из них, обвив своим хоботом бивень другого слона, пытается повалить его. Ещё одно животное показано в очень необычном ракурсе, анфас. Бессчётные штандарты, знамёна и зонтики создают настоящий лес, закрывающий горизонт. Кхмеры используют в битве большие плетёные щиты, которые защищают воинов от стрел противника, позволяя подойти к нему ближе. По всей видимости, они одерживают победу, и враг вот-вот дрогнет.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве