Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Барельефы Байона''




Внутренние галереи

Осмотр внутренних галерей Байона принято производить в соответствии с уже знакомым порядком, то есть, начав с восточной стороны, обходить храм по часовой стрелке. Того же порядка следует придерживаться при осмотре комнат, то есть, обходить их по часовой стрелке. Галереи этого яруса имеют уникальную особенность. Они представляют собой на самом деле не одну общую галерею, находящуюся на одном уровне, целую последовательность галерей, комнат и секций, довольно независимых друг от друга. Очень редки случаи, когда сюжеты барельефов связаны между собой.

Южное крыло восточной галереи

Между башнями. Справа сцены с изображением отшельников и различных животных на фоне леса и горных пейзажей. Посередине находится очень пострадавшая дворцовая сцена с доминирующей фигурой короля. Слева аналогичная сцена, но главное действующее лицо представлено в эскизных линиях.

Вестибюль. Справа, над сценами охоты и сельских будней, фигура короля в окружении министров и сановников. Посередине находится изображение брахманов, собравшихся в храме вокруг жаровни. Святое собрание почтили своим присутствием апсары, порхающие над головами благородных мужей.

Нижняя галерея. Справа от двери принцесса в окружении своих слуг. Дальше на большом панно изображён военный марш. Очень необычным является изображение чамских и кхмерских воинов в одном строю. Скорее всего, панно было закончено уже после 1203 года, когда Чампа стала вассалом Камбуджадеши и предоставила армии для войн, ведущихся её сюзереном. Путь короля, стоящего на слоне, предваряет ковчег со священным огнём.

Юго-восточный угловой павильон

Привычная и непримечательная военная процессия, возглавляемая высокопоставленным военачальником.

Восточное крыло южной галереи

Нижняя галерея. Панно очень сильно повреждено, изображение трудно разобрать. Идёт военная процессия. Сцена битвы между двумя высокопоставленными особами. Воины одной национальности, по какой-то причине движущиеся навстречу друг другу с разных сторон. Дворцовая сцена. Рядом с ней изображение карабкающегося вверх по пальме человека. Огромная Гаруда и гигантская рыба, символизирующая океан, в который должно погрузиться подножие горы Меру, населённой животными и отшельниками. Эта сцена является реминисценцией мифа о пахтанье Молочного океана. Снова следует процессия, сопровождающая некую знатную особу. Дворец, многие комнаты которого пусты, а в некоторых находятся принцессы. Одна из них наслаждается, вдыхая ароматы цветов, а вторая расчёсывает свои волосы у зеркала.

Вестибюль. Огромная фигура короля, вступившего в противоборство со львом или тигром. В левой руке могучий правитель сжимает заднюю ногу только что поверженного им слона.

Между башнями. Слева, выше воинского строя следуют сцены, изображающие короля, оставляющего свой дворец. Его тронный зал пустеет, лишь окружённая своими слугами принцесса остаётся ждать его возвращения. В центре и слева направо находятся менее развитые сцены, показывающие бой с армией какого-то правителя, затем бассейн прямо у дворца и ещё одно здание, в котором некоторые фигуры охвачены пламенем пожара.

Музыканты и группа людей, несущих пустой трон, выходят из дворца, где остаются лишь женщины. Внизу женщина готовится запереть ребёнка в сундук, по-видимому, намереваясь затем бросить его в воду. Стоя в лодке, рыбак забрасывает сети, а рядом с ним роскошно убранная лодка знатной дамы, над которой парят апсары. Окружённый водой огромный цветок лотоса, служащий постаментом для какой-то плохо различимой фигуры. Очевидно, это некое божество, явившееся перед окружившими его верующими, выражающими благоговейное почтение.

По всей видимости, эти сцены являются прологом к другим, иллюстрирующим историю, которую Кёдес идентифицировал как миф о Прадьюмне, сыне Кришны и Рукмини, самой главной из его 16108 жён. Демон Самбара знал о том, что богами ему предначертано пасть от руки Прадьюмы. Желая избежать этого, он обратился в женщину и похитил ребёнка, едва тому исполнилось шесть дней. Заключив его в ларец, он бросил младенца в море, но ларец оказался поглощённым огромной рыбой, пойманной рыбаками и проданной в дом Самбары. При доме служила рабыня по имени Маявати. Она была воплощением Рати, богини любовной страсти и наслаждения, женой бога любви Камы, испепелённого одним взглядом Кришны. Маявати поклялась снова воссоединиться со своим мужем и ждала его нового воплощения. Как только повар вспорол брюхо рыбе, она обнаружила там младенца и принялась заботиться о нём как мать, ибо догадалась, что Прадьюмна является её мужем Камой. Прадьюмна рос не по дням, а по часам. Очень скоро он стал прекрасным юношей и взял себе в жёны Маявати. Она рассказала ему, что вознамерившись свершить зло, Самбара в младенчестве похитил его у любящей матери Рукмини. Услыхав эти речи, Прадьюмна схватил оружие и после продолжительной и ожесточённой битвы сокрушил демона, за что боги осыпали его лепестками цветов. На панно можно найти сцены, где в утробе рыбы находится ребёнок, а также изображение Маявати, радостно приветствующей своего бывшего мужа Каму и будущего мужа Прадьюмну.

Западное крыло южной галереи

Между башнями. Справа, несмотря на то, что панно сильно повреждено, можно увидеть короля, возлежащего во дворце. Его жена сидит рядом в позе, выражающей горесть.

Изображения, качество которых ниже всякого порицания, показывают Шиву, стоящего на троне, а также на цветке лотоса. Его окружают фигуры в молитвенных позах, одна из которых распростёрлась по земле. То ли саркофаг, то ли священную реликвию перевозят в повозке. Слева ещё один Шива потрясает трезубцем над апсарами, пляшущими под аккомпанемент оркестра.

Вестибюль. Справа находятся сцены, изображающие внутренние помещения. На крышах домов умостились голуби. Выше изображён четырёхрукий Вишну, спускающийся к Шиве, держащему в руке трезубец. В передней аналогичная сцена, но без фигуры Вишну.

Нижняя галерея. Фигуры парящих апсар и Шивы, подпоясанного брахманским шнуром джанеу, и принимающего подношения от брахманов. На фоне идиллических горных пейзажей, населённых дикими животными, и тигра, поедающего какого-то несчастного, изображён храм с плотно притворёнными дверями.

Принцессы прогуливаются вдоль пруда, по обе стороны которого очаровательная группа апсар танцующих на лотосах. Выше, Шива сидит в своём дворце в окружении преданных царедворцев.

Шива у своего храма, стоящего в центре пруда. По берегам расположились отшельники и животные. Вновь тигр гонится за аскетом. Во дворце беседа святых мужей, несколько верующих поклоняются божеству. В центре панно стоящий Вишну с четырьмя руками как изваяние у бассейна. Его окружают порхающие апсары. Группа верующих предаётся молитве, один из них распростёрт ниц. Они сопровождают такой же странный предмет, который напоминает саркофаг или гроб.

Процессия с лошадьми выступает из дворца. Некий высокопоставленный сановник отдаёт приказы, а толпа слуг лихорадочно готовится к отъезду. В конце галереи, гуляющие в лесу у озера принцессы, где одна из них собирает лотосы. Все эти сцены, вероятнее всего, повествуют о подготовке к королевским паломничествам по святым местам или по отдалённым монастырям.

Южное крыло западной галереи

Нижняя галерея. Справа женщины во дворце, тронный зал которого пустует. В центре, четырёхрукий Вишну стоящий верхом на Гаруде. В его руках обычные атрибуты. Затем следуют сцены в полупустом дворце.

Вестибюль. Снова дворцовые сцены. Апсары танцуют под аккомпанемент оркестра. Слева принцессы прогуливаются у пруда и собирают лотосы. Рядом находятся фигуры отшельников. Выше, несколько танцоров, а над ними два атлета соревнуются в борьбе.

Между башнями. Справа изображён четырёхрукий бог Вишну в молитвенной позе. Под ним расположены сцены строительства, которые ещё больше приоткрывают завесу тайны над технологиями строительства, которые применялись в древней Камбодже. Рабочие тянут поставленный на ролики каменный блок, их товарищи занимаются притиркой и устанавливают боки на место с помощью особого рычажного механизма. Под неусыпным оком надсмотрщика, вооружённого палкой, рабы заняты доставкой строительных материалов.

В центре снова находится придающийся молитве Вишну. Его изваяние находится над сливным отверстием для дождевой воды, которая изливалась из внутренних помещений храма. Многочисленные слуги несут дары, приносимые для церемонии освещения нового храма. Два шахматиста в богато украшенных джонках совершают прогулку в окружении других судов. Петушиные бои. Эти сцены водного фестиваля в Дваравати повторяют сюжеты, изображённые на тимпане юго-западного углового павильона Ангкор Вата. В левом кармане в конце галереи представлены дворцовые сцены, картины из жизни отшельников, медитирующих в пещерах или плавающих среди лотосов вместе с птицами, держащими в клювах пойманную рыбу.

Северное крыло западной галереи

Между башнями. В правом кармане находятся плохо читаемые дворцовые сцены. В центре, в трёх уровнях изображена военная процессия, состоящая, по большей части, из всадников и конных колесниц. Слева - продолжение процессии.

Вестибюль. Справа два властителя беседуют во дворце. Юные принцессы в заботливых руках своих костюмеров прихорашиваются перед зеркалами. Храм, укрытый куполом, установленным на многоуровневую пирамиду. Сооружение напоминает погребальный костёр. В центре изображено собрание брахманов, сидящих вокруг очага. Лучник пускает стрелу, а второй натягивает тетиву.

Нижняя галерея. Снова сцена с лучниками, слева от которых король восседает в своём дворце. Значительная часть стены галереи, иллюстрирующая миф о пахтанье Молочного океана, рухнула. Тем не менее, здесь можно увидеть несколько прекрасных образцов искусства скульптуры. К их числу по праву относится сцена собрания брахманов. Затем, над парящими апсарами и птицами, тело змея Васуки, которого за голову тянут демоны, а за хвост боги. Богам помогает царь обезьяньего народа Хануман, стоящий в самом конце. Копия змея ползёт по дну океана, который символизирует огромная рыба. В центре, мутовка показана в виде колонны, установленной на панцире черепахи Курмы, аватары Вишну. Вершина Меру, играющей роль мутовки, удерживается Вишну в его четырёхруком человеческом обличии Катурбуджи, в то время, когда другая фигура, как и в Ангкор Вате, увенчивает всю сцену капителью в виде цветка лотоса.

Можно увидеть диски Солнца и Луны, а также сосуд с эликсиром бессмертия амритой, что так вожделели демоны и боги. Слева Вишну верхом на Гаруде намеревается вмешаться в битву, дабы принудить к миру асуров. Их царь Бали стоит в запряжённой львами колеснице. Изображение некоторых животных выполнено великолепно.

Северо-западный угловой павильон

Хорошо знакомые вариации на тему военного похода.

Западное крыло северной галереи

Нижняя галерея. Здесь в трёх уровнях представлены различные дворцовые сцены. Шеренга слуг подносит дары к огромной фигуре, расположившейся у горы, населённой дикими животными. Здесь можно различить слонов, носорогов, змей. Слуг разделяет пруд и святилище, двери которого закрыты. Здесь же можно отыскать более внушительный храм, двери которого тоже закрыты и охраняются двумя свирепыми дварапалами.

Некоторые коленопреклонённые аскеты принимают процессию, следующую справа по направлению к двум  высоким фигурам, держащим трезубцы. Возможно, они только что высадились на берег с трёх очень богато украшенных лодок, поскольку затем сцена переходит в морскую. Впереди идут два человека с короткими волосами, за которыми следует их повелитель, держащий трезубец. С другой стороны стоят люди, головы которых покрыты уборами в виде перевёрнутых цветочных бутонов, окружающие две центральные фигуры. Вернувшись на твёрдую землю, зритель оказывается в горном дворце, где среди аскетов восседает Шива, держащий трезубец.

Вестибюль. Под летящими апсарами изображён десятирукий Шива, исполняющий танец тандава, задающий ритм вселенной. Справа от него находится Вишну, а слева Брахма, которого легко узнать по четырём лицам. Рядом с Брахмой расположился Ганеша, а под ними расположился ненасытный Раху. В кармане изображена вершина горы, населённая святыми подвижниками, символизирующая ещё один аспект тримурти. Шива между Вишну и Брахмой. Выше размещается огромная туша кабана.

Между башнями. Справа Шива сидит в окружении святых отцов и женщин, первая из которых является его женой Парвати. Тут же находится и бык Нандин.

В центре, среди горных пейзажей отшельник придаётся медитации, женщина грациозными движениями расчёсывает свои волосы, стоя между фигурами бога и аскета. На наддверной перемычке находится изображение животного, очень похожего на ящерицу. Такой сюжет тоже есть в Ангкор Вате, где на тимпане северо-западного углового павильона изображён обратившийся в хамелеона царь ракшасов Равана, замысливший прокрасться на женскую половину дворца Индры. Хотя, некоторые исследователи считают, что здесь представлена легенда о богине Ганге, которая запуталась в расставленной ловушке, которую из своих волос сделал Шива. Ещё одна легенда, тоже представленная в Ангкор Вате, рассказывает о том, как бог любви Кама пустил в сердце Шивы стрелу из цветка лотоса, дабы вызвать любовь к Парвати, за что Шива разгневался на него и испепелил взглядом. Обугленный прах Камы здесь же, а у ног ненаглядного мужа рыдает неутешная Рати, богиня любовной страсти и наслаждения. На холм взбирается бык Нандин. Панель заканчивается сценой, в которой правитель восседает в своем дворце на вершине холма.

В левом кармане – довольно посредственное изображение Шивы верхом на Нандине.

Восточное крыло северной галереи

Между башнями. Справа Шива на Нандине с сидящей на колене женой Умой проезжает мимо дворца многоголового царя нагов. Ниже танцуют апсары.

В центре показана сцена подготовка к кремации. Погребальный костёр поджигает рука с нижнего уровня. Выше стоят погребальные урны и кремационный павильон, увенчанный головой Калы.

Затем идёт эпизод из Махабхараты, иллюстрирующий битву Арджуны и Шивы. Арджуна предался такой аскезе, что демоны встревожились его святостью. Один из них, по имени Мука, обратился вепрем и напал на аскета. Но Арджуна пустил в него смертоносную стрелу. Одновременно, Шива в облике кираты, охотника-горца, тоже пускает стрелу. Между ними вспыхивает ссора из-за убитого вепря. Шива вызывает Арджуну на поединок, в котором не даёт ни единого шанса одолеть себя. Наконец, Шива взмывает вверх, ухватившись за ноги бога. Он невольно прильнул к стопам и оказался в роли покорного просителя. Довольный Шива явил свой истинный облик, вручил Арджуне магический лук пашупата и дал благословение на грядущие победы.

Далее изображён уже знакомый по барельефам Ангкор Вата миф о Раване, придавленного горой Кайлас. Рядом изображена колесница Пушпака, запряжённая священными гусями.

В кармане в двух уровнях изображены дворцовые сцены.

Вестибюль Военная процессия.

Нижняя галерея. Слуги несут богатые дары. Выше – молящиеся аскеты идут шеренгой мимо бассейна. Богато убранный дворец с тремя башнями, увенчанными трезубцами, на фоне пальмовых деревьев. Его престол пуст. Рядом изображены святилища с изваяниями Лакшми и Вишну. Над летящими апсарами, расположена сцена благословления Шивой своих последователей. Король, предводительствующий армию, просит у божества даровать ему победу над врагами. Привычная военная колонна, сопровождаемая слонами, конницей и музыкантами. Знатные дамы совершают путешествие в своих паланкинах. Буйволы тянут огромный дорожный сундук и укрытую тентом повозку. На некотором расстоянии изображение короля, покидающего свой дворец на шестиколёсной повозке. Его взор и слух услаждают танцовщицы и музыканты, провожающие владыку в путешествие.

Северо-восточный угловой павильон

Фрагменты процессии, не представляющие особого интереса.

Северное крыло восточной галереи

Нижняя галерея. Военный парад, в котором кхмеры и чамы идут в одном строю. Ниже проходят музыканты и пехотинцы, сопровождаемые кавалерией, запряжённая лошадьми колесница военачальника. Выше находится изображение правителя в окружении двух его жён, путешествующих в огромной шестиколёсной колеснице, которую несут священные гуси. Знатные дамы в паланкинах в окружении детей. Ковчег со священным огнём. Трон, оставленный королём, который в сопровождении двух генералов отправляется на охоту, вооружившись луком.

После двери, небольшое изображение какого-то князя или короля, распростёртого у ног Шивы в покорной просьбе даровать ему победу.

Вестибюль. Две лодки плавают в пруду в окружении рыб, среди которых есть две с человеческими головами. Похоже, что ныряльщики ищут что-то ценное. Возможно, это похожий на трон бесформенный предмет, изображённый выше, который носильщики влекут на плечах. Над картиной парят апсары вперемежку с птицами.

В кармане слева, возможно, иллюстрация акта вандализма. Иконоборцы намериваются низвергнуть и разбить изваяние, обмотанное верёвками, которые тащат люди и слоны. По этому поводу доктор Фредерик Бош имеет иное мнение. Далеко не всякая попытка разбить что-либо имеет злые намерения, некоторые из них связаны с желанием освободить узника из его темницы. Выше рабочие пытаются расколоть ломом камень, и слоны тянут его в стороны. Ниже изображён древний метод раскалывания твёрдых камней, которые сначала нагревают на костре, а затем заливают водой или винным уксусом. Описанная выше сцена воссоздаёт, скорее всего, популярную кхмерскую легенду о короле или принце, гулявшем в горах и неожиданно услышавшем голос женщины, которая тихонько плакала или пела. Расколов камень, он освободил то ли принцессу, то ли нимфу, ставшую его женой.

Эта гипотеза может объяснить предыдущие сцены, где освобождённая нимфа становится объектом поклонения.

Между башнями. Идентифицированные Виктором Викторовичем Голубевым барельефы этой части храма следует читать слева направо. Представленные картины иллюстрируют легенду о прокажённом короле.

Король на своём троне рядом с женой. Их окружают царедворцы и развлекают прекрасные танцовщицы. Толпа наблюдает за борьбой своего владыки со змеем. Будучи забрызганным ядом монстра, он заболевает проказой. Король отдаёт своим слугам приказ, и они спешат вниз по лестнице, чтобы скорее испросить совета у лекаря, отшельником живущего в лесу. Женщины окружили короля и осматривают его руки, наблюдая развитие болезни. Лекарь стоит рядом с королём.

В сцене борьбы с монстром есть любопытная деталь. Съёмный камень играл роль пробки, закрывавшей отверстие для отвода дождевых вод. Эта маленький штрих показывает, как тщательно планировалось размещение барельефов, обдумывались их сюжеты.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве