Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''По пути в Ангкор Тхом''




Баксей Чхамкронг

«Укрывшаяся под своим крылом птица»

Годы строительства:

около 947 г.

Религия:

индуизм (культ Шивы)

Король:

Раджендраварман II (Шивалока)

Стиль:

поздний Бакхенг/Кох Кер

Расчистка:

Анри Маршаль в 1919 г.

Анастилоз:

не применялся

Продолжительность визита:

четверть часа

Время визита:

в течение дня; лучшее освещение в утренние часы

В 250 метрах от ворот Ангкор Тхома, слева от дороги, в обрамлении огромных деревьев стоит небольшая уступчатая пирамида. В начале X века король Харшаварман II начал возведение на этом месте храма, но только после возвращения столицы из Кох Кера, король Раджендраварман II завершил строительство. Согласно эпиграфической надписи на дверном косяке, в 947 году храм освятили и установили в нём золотую лингу.

Баксей Чхамкронг незаслуженно исключён из списка памятников, рекомендуемых для обязательного посещения. Но вопреки своим скромным размерам, храм имеет эпохальное значение для кхмерской архитектуры, поскольку демонстрирует произошедшие в начале X века глубокие изменения менталитета зодчих, отныне совершенно чётко разделивших храм на имеющий вспомогательное значение постамент и святилище.

Некогда окружавшая храм кирпичная ограда давно исчезла, лишь с восточной стороны можно ещё обнаружить следы песчаниковой гопуры. Сложенный из кирпича и латеритовых блоков, храм производит невероятно мощное эстетическое впечатление. Его пропорции бесподобны, а приятный, тёплый оттенок стен радует глаз. Три уступа пирамиды имеют чёткую и строгую геометрию, тогда как платформа под основанием прасата традиционно украшена сложным горизонтальным рисунком.

При высоте пирамиды около 13 метров (30 хатов), её снование имеет длину 27 метров (61 хат) и пропорционально уменьшается к вершине до 15 метров (35 хатов). Поскольку прочностные характеристики некоторых пород латерита только улучшаются со временем, ступени четырёх каскадных лестниц храма прекрасно сохранились, и подъём на вершину не кажется слишком сложным. Но наверху посетителя ждёт сюрприз. Несмотря на очень скромные размеры, из святилища храм производит впечатление весьма внушительного сооружения. Этот эффект достигается благодаря практически отвесному углу установки лестничных маршей. Следует быть особенно осторожным при спуске. С боков лестницы обрамлены парапетами, ограничивающими доступ на очень узкие террасы пирамиды.

Башня святилища сложена из кирпича без применения строительного раствора и имеет песчаниковые вставки. Квадратный прасат с длиной граней около 8 метров (18 хатов) занимает почти всё место на платформе, служащей его основанием. Размеры святилища, в сравнении с размерами пирамиды, очень значительны, но линии его очертаний органично продолжает восходящую линию, несмотря на то, что ложносводчатое завершение храма сильно разрушено растительностью.

Вход в святилище открыт с восточной стороны. Расположенные с другой стороны, ложная дверь и пилястры являются богато декорированными песчаниковыми вставками. Волюты на ложной двери завораживают своим сложным и тонким рисунком. На них, безусловно, стоит взглянуть. Очень необычна также перемычка над восточной дверью. Её плоскость имеет излом, который повторяется резным молдингом, обрамляющим нижнюю часть перемычки. Пышный растительный орнамент тоже необычен, несмотря на традиционную композицию, в центре которой Индра восседает на трёхголовом слоне Айравате, обхватившем своими хоботами две расходящиеся в стороны ветви. Они заканчиваются волютами со странным изображением Ганеши, оседлавшего собственных хобот, который плавно переходит в конский круп. Тот же мотив можно обнаружить в Восточном Мебоне. Верх перемычки обрамляет фриз с крохотными фигурками танцующих апсар.

Внешние барельефы храма, сделанные по известковой штукатурке, фактически исчезли, но кое-где на стенах можно заметить силуэты деват. Внутренние стены не имеют никаких украшений, фигура лежащего Будды была вырезана в более позднее время. Кирпичная кладка отлично сохранилась и наглядно демонстрирует смещение рядов, повторяющих очертания внешних ярусов ложного свода.

При посещении святилища следует принять во внимание, что уровень пола внутри храма находится значительно ниже входной двери.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве