Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Строительство''




Строительный процесс

Фундамент

Фундамент кхмерских сооружений никогда не делался глубоким. Благодаря отличным грунтам в районе Ангкора, вполне достаточной являлась подготовка основания из песчано-гравийной смеси, на которую укладывалось 2-3 ряда латеритовых блоков. Снаружи здания фундамент прикрывался земляной отмосткой, а изнутри, приблизительно на уровне первого ряда цоколя, из каменных плит мостился пол.

Цоколь

Цоколи изготавливались из песчаника и являлись важным элементом любого сооружения. Они завершались простым профилем, если служили основанием пирамиды или опорных стен, или пышно декорировались и орнаментировались для террас, которые могли нести на себе другие конструкции. В этом случае, цоколи могли являться наиболее выдающимся архитектурным элементом сооружения.

Своеобразие цоколя в кхмерском зодчестве заключается в его независимости от вертикального направления развития сооружения, которое он поддерживает. Он является горизонтальной составляющем экспозиции, основанием, тем самым плато, на котором покоится священная гора Меру. Эта идея подкрепляется орнаментом, симметричным относительно горизонтальной оси, который выделяет центральную часть цоколя, расположенную между верхним и нижним профилем. Симметрия находит своё отражение в мельчайших деталях, лишь лепестки лотоса остаются всегда обращёнными вверх.

Стены

Будь то кирпич или латеритовые и песчаниковые блоки, кладка стен практически всегда велась на сухую, почти безо всяких связующих растворов. Иногда использовался клеевой состав растительного происхождения, в который добавлялись различные неорганические наполнители. Блоки скрепляли железными скобами и заливали отверстия свинцом.

При использовании технологии, когда непрерывные рельефы и орнаменты вырезаются на поверхности стен непосредственно по месту их возведения, важно получить плоскость, близкую идеальной. Швы и стыки в этом случае должны быть подогнаны с минимальными зазорами, практически неразличимыми глазом. Это достигалось при помощи операции притирки непосредственно соприкасавшихся блоков друг к другу. Применение подобной технологии было невероятно усложнено тем, что блоки не имели идеальной прямоугольной формы, к тому же, иногда, во избежание поперечного сдвига, верхняя часть блока снабжались выступом, а нижняя - пазом. Один из барельефов Байона иллюстрирует выполнение этой операции, давая нам бесценные сведения по технологии строительства.

Толщина стен довольно разнилась, но соблюдалось два основных правила: она была кратной размерам составляющих её блоков и обеспечивалась многократное превышение необходимого коэффициента прочности. Несущие стены толщиной в один или даже в полтора метра не редки для архитектурных памятников Ангкора, поскольку стены строились толщиной, как минимум равной длине блока, составлявшей около 80 сантиметров.

С лицевой стороны все стены имеют гладкую вертикальную поверхность, но с внешней стороны может иметь уступы, которые образовались в связи с тем, что блоки несколько отличались по длине, а также потому, что стены могли иметь ложные двери, окна и другие элементы. В ходе кладки эти уступы заделывались облицовочными плитами разной толщины, которые со временем потеряли сцепление со стеной.

Анахронизмом деревянного зодчества является то, что элементы дверных косяков соединялись на ус или прямым соединением, а их нижние элементы всегда устанавливались на уровне пола. Довольно объёмные порожки делают осмотр многих храмов довольно утомительным занятием, но они играют очень важную роль в разграничении пространства. Кхмеры стремились установить в храмах как можно больше статуй божеств, для чего использовали не только главное святилище, но и гопуры, портики, галереи. Использование массивных дверных косяков с высокими порожками позволяло зрительно разделить помещения и получить дополнительное пространство для установки статуй.

Лестницы

Лестницы храмов, ведущие к святилищу, воплощали не иначе, как путь в райские сады на вершине Меру. Только так можно объяснить их угол установки, доходящий иногда до 70 градусов по отношению к горизонтальной поверхности. Хотя традиция строительства лестниц под таким углом может восходить к деревянному зодчеству, для которого характерны подобные элементы, идея её воплощение в камне кажется не столь удачной: у деревянной лестницы отсутствует задняя стенка, поэтому ногу можно установить надёжно и безопасно.

Независимо от причин выбора подобного решения, оно слишком непривычно для представителя западной культуры, ведь соотношение длины и высоты ступеней прямо противоположно тому, к которому привыкли жители Старого Света: высота ступеней составляет 35–50 сантиметров, а ширина не превышает 15-20 сантиметров. Лестницы превращают подъём в настоящее восхождение. Очень немногие желающие решаются подняться на верхний уровень некоторых храмов. В очередной раз это подтверждает предположение о закрытом характере храмов, не предназначавшихся для массовых посещений, но доступных исключительно избранным. Зато с точки зрения архитектурной концепции, такое решение является вполне очевидным. При подобной высоте сооружения возведение пологой лестницы потребовало бы значительного увеличения длины её базы, что просто невозможно себе представить, ибо она абсолютно бы не соответствовала идее вертикальной направленности храма и смотрелась чуждым элементом.

Своды

Для кхмерской архитектуры, да и для любых сооружений, строительство которых было вдохновлено брахманизмом, характерно использование ложносводчатых перекрытий залов, галерей, проёмов. Максимальный пролёт сохранившихся ложных сводов составляет 6 метров, что свойственно его особенностям, не позволяющим возводить просторные внутренние помещения. Только истинный свод, замыкающийся центральным камнем, обеспечивает большие пролёты и позволяет создавать просторные залы. Издавна с ним были знакомы европейские зодчие, по караванным тропам Великого шёлкового пути эта технология дошла до Китая. Очень странно, что кхмеры в IX – XIII веке не владели ею, несмотря на то, что они применяли радиальные стыки при облицовке криволинейных поверхностей, например, в колодцах Западного Мебона. Скорее всего, это могло быть связано только с уважением к индийским традициям зодчества.

Ложный свод не передаёт нагрузку к точкам, на которые он опирается, в результате, не поддерживает сам себя, по примеру истинного свода, и не в состоянии выдержать большую нагрузку. Он служит продолжением стен и образуется за счёт напуска следующего ряда над предыдущим приблизительно на треть длины кирпича или блока. Постепенно две стены поднимаются вверх и сближаются, пока не сходятся вместе. Несомненным достоинством ложного свода является то, что он не обрушится, даже если будут разрушены несколько составляющих его камней.

Кладка потолка внутри помещения прикрывалась шёлковыми тканями или резными деревянными панелями. Но иногда, как полусводы дополнительных боковых проходов галерей, их штукатурили. Наружная поверхность свода почти всегда обрабатывалась и могла имитировать черепицу.

В зданиях, имеющих крестообразный план, на пересечении двух внутренних объёмов возникает крестообразный свод, который требует для своей поддержки дополнительных столбов. Пример такого свода можно найти в Прэах Кхане. Для квадратных в плане прасатов устраивался пирамидальный свод, который рассекался в горизонтальной плоскости элементами, соответствующими внешним ложным этажам.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве