Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Страна кхмеров''




От античности до современности

С доисторических времён Индокитайский полуостров населяли мон-кхмерские народы, которые, скорее всего, сами пришли сюда в ещё более ранний период из Индонезии и Полинезии. Территория их расселения была гораздо шире, чем площадь нынешней Камбоджи и занимала юг современной Мьянмы, почти весь Таиланд, южную часть Лаоса, всю Камбоджу и большую часть Вьетнама. Имеются все основания полагать, что эти народы находились на очень высокой стадии развития, и в целом ряде аспектов культуры Юго-Восточная Азия оказала огромное влияние, распространившееся далеко за пределы ближайшего соседства. Прежде всего, это касалось окультуривания риса, который уже во времена древних ассирийцев, вместе с характерными агротехническими приёмами, достиг Средиземноморья. Наряду с американским и западно-азиатским, здесь независимо возник один из трёх известных науке центров обработки меди, а к середине I тысячелетия до нашей эры сформировалась передовая культура обработки бронзы. Металлургические центры Индокитая повлияли на развитие технологии обработки, например, кавказских бронз. В связи с этим, авторитетный российский этнограф Я.В. Чеснов, пишет:

«…чисто фактический материал приводит как местных, так и западных археологов к мысли, что развитие Юго-Восточной Азии не шло в замкнутых границах, что её народы щедро делились своими достижениями и воспринимали чужие».

Во II - I веке до нашей эры мон-кхмерские племена прибрежных районов Индокитая находились на стадии разложения первобытнообщинного строя и создания первых государств. К этому времени относятся неоспоримые свидетельства тесных торговых связей между средиземноморскими и ближневосточными государствами, Индией и Китаем. Более чем благоприятные природные условия и выгодное географическое положение способствовали тому, что в этой части Юго-Восточной Азии, почти одновременно, возникает несколько эмпориев – торговых городов – созданных индоиранскими купцами на оживлённом пути в Китай. Индийские колонии становятся источниками мощного культурного и религиозного воздействия на коренное население близлежащих земель. Возникает процесс мирной колонизации, нашедший отражёние в легендах и преданиях кхмеров. Мифологию ни в коем случае нельзя рассматривать как хронику событий, но она ярко отражает общие черты индийской колонизации.

Первым крупным кхмерским государством, образовавшимся в I веке нашей эры, был Бапном, занимавший южную и центральную части Индокитайского полуострова, Малаккский полуостров и южную часть нынешней Мьянмы. Записанная в между 245 и 250 годами нашей эры китайским послом и путешественником Кан Таем легенда гласит:

«Правительницей Бапнома изначально была женщина, называемая Лю-Е. Был также человек по имени Хун-цянь из Мо-фу. Он был непоколебимым приверженцем брахманского бога, который был доволен его благочестием. Ему было видение, что бог ниспошлёт ему божественный лук и потребует отправиться в море на торговом судне. Однажды утром он вошел в храм бога и нашел лук. Затем он сел на торговый корабль и бог изменили направление ветра так, что он пришел в Бапном. Лодка Лю-Е подошла к судну с целью ограбить его. Хун-цянь поднял свой лук и пустил стрелу, которая пронзили лодку королевы от одной стороны до другой. Королева была охвачена ужасом, и покорились ему. Тогда Хун-цянь стал править страной».

В более поздних текстах эта же история повторяется с новыми подробностями, такими как, например, заключение брака между Хун-цянем и Лю-Е. Имена короля и королевы встречаются в разных вариантах написания, некоторые из них являются китайской транскрипцией имени брахмана Каундинья, а Лю-Е, вероятнее всего, означает «Лист Ивы».

Отзвуки той же истории обнаруживаются в письменных источниках соседнего государства Чампа, датируемых 657 годом. О причинах основания Бхавапуры, столицы Ченлы там говориться следующее:

«Именно там Каундинья, выдающийся среди брахманов, вонзил своё копьё, которое он получил от Ашваттама, сына Дроначарьи, лучшего из брахманов.

Была дочь царя змей, называемая Сома, которая обосновалась в этом мире. Проникшись любовью к отличным от неё существам, она поселилась в жилище людей.

Она была взята в жёны великолепным брахманом Каундинья ради (свершения) определённого предназначения. Воистину, неисповедимы пути Господни, которые ведут к грядущему.

(Король Бхававарман), который продолжает эту безупречную непрерывную королевскую линии, и поныне воплощает своим безукоризненным (правлением) гордость его подданных».

Находятся и другие, более поздние, варианты легенды, повествующие о том, как Камбу Сваямбхува, царь Арьядеша, после смерти жены, которую ему дал сам великий Шива, решил покинуть свою страну, чтобы сделаться отшельником и умереть в дикой пустыне. Достигнув ужасных песчаных и каменистых земель, он вошёл в пещеру и очутился посреди огромного скопления многоголовых змей, чьи пронзительные глаза были обращены на него. Но Камбу не потерял присутствия духа, и смело обнажив меч, бросился в сторону самого большого из них. К его удивлению змей заговорил с ним человеческим голосом и спросил его о том, откуда он родом и куда держит путь. Услышав историю Камбу, змей сказал ему: «Имя твоё неизвестно мне, чужестранец, но ты говорил о Шиве, и Шива – царь мой, как я – царь нагов, великих змеев. Ты кажешься храбрым, поэтому останься на этой земле, которую ты выбрал, и утоли свои печали». Камбу остался и вскоре полюбил нагов, обладавших способностью принимать человеческий облик. Несколько лет спустя он женился на дочери царя нагов, имевшего магическую силу и превратившего пустыню в такую же прекрасную страну, какой была Арьядеша. Камбу стал править этой страной, и после него королевство называли Камбуджа. Эта легенда упоминается в эпиграфических надписях храма Баксей Чхамкронг, датируемых 947 - 968 годами нашей эры, утверждающих, что правители Камбоджи происходили от великого мудреца Камбу Сваямбхува, которому Шива дал в жёны Меру, самую восхитительную из апсар. Жорж Кёдес считал, что название народа – кхмеры – включает две морфемы, унаследованные от их имён

Известен ещё целый ряд легенд, каждая из которых имеет право на существование, поскольку на территории современной Камбоджи и в сопредельных землях располагалось несколько кхмерских государств и, соответственно, несколько королевских родов. Спустя столетия они породнились, дав начало новой династии, наследниками которой считали себя все последующие монархи. Порою, именно считали, а не являлись, так как в обычае кхмерских правителей отсутствовала традиция наследования престола в соответствии с майоратом, то есть, перехода власти к старшему сыну или к старшему в роду. Но все эти легенды являются аллегорическим повествованием о покорении примитивных диких племён (наги) колонистами из Индии (Арьядеша), привнесшими элементы высшей культуры в среду отсталых аборигенов. Такая интерпретация, возникшая и развивавшаяся начиная с IX века, понадобилась для поддержки и укрепления культа бога-короля, девараджи, исключительного уже по праву своего рождения. На самом же деле, по мнению сэра Уильяма Мейера, индуизм вдохновил кхмеров на создании памятников культуры, чьё великолепие затмевает все известные на сегодняшний день древние памятники в самой Индии. Ученики превзошли своих учителей.

В любом случае, дух индийской культуры оказался привит на благодатную почву. Но многие исследователи древнейших цивилизаций этого региона неоднократно указывали на особую устойчивость мон-кхмерских народов к иноземному влиянию в сравнении с другими народами Юго-Восточной Азии. Ведическая религия и индуизм, политическая мысль, литература, мифология, мотивы индийского искусства, постепенно ассимилировались и становились составными элементами местных культур, избиравших возвышенные образцы и трансформировавших их сообразно уникальному самобытному восприятию и характеру. Чуждые элементы безоговорочно отторгались. Так, кастовая система не прижилась в Юго-Восточной Азии, но индийское влияние стимулировало появление высокоорганизованных, централизованных государств, первоначальная организация и становление которых происходили при непосредственном участии индоиранской элиты.

Возросшая на индийской культуре империя просуществовала почти 500 лет, прежде чем, повинуясь загадочным обстоятельствам, неожиданно рухнула под натисками врагов. Падение столь мощного государства продолжает будоражить умы исследователей, называющих различные возможные причины: разрушение совершеннейшей ирригационной системы в результате серии мощных землетрясений, засоление нещадно эксплуатируемых почв, бесконечные изматывающие войны, массовые народные выступления, последствия катастрофических засух и сменявших их разрушительных тайфунов, постигших этот регион в период 1362-1392 и 1415-1440 годов. Скорее всего, именно совокупность всех обстоятельств привела к тому, что Ангкор пал, был разграблен и покинут его правителями в средине XV века. Но оставление столицы не означало гибель нации, и впереди было ещё 400 лет борьбы за выживание, в течение которых речь действительно шла уже не о независимости страны, а физическом уничтожении населявших её людей.

Начало французской колонизации оказалось благом для народа Камбоджи, спасшегося от полного вымирания. Получив немного помощи от Франции, положившей конец притязаниям соседей на их территорию, имея ясное представление о великом прошлом своих предков, кхмеры очень скоро восстановили собственную самооценку. Благодаря сохранению главных своих ценностей: языка, традиций и религии, – для возрождения культуры и государственности ими использовались лишь всегда присущие художественные таланты и чувство утончённого вкуса.

К середине XX века Камбоджа получает независимость и вновь идёт своим путём, под руководством принца Нородома Сианука начиная строительство Народно-социалистического сообщества Сангкум («Надежда»), основанного на принципах кхмерского буддийского социализма. Но этому плану не суждено было воплотиться в жизнь. Приход к власти кровавого режима Пол Пота в 1975 году ознаменовал начало самых страшных страниц в истории Камбоджи. В попытке искоренить «устаревшие» морально-этические нормы и привить новые социалистические ценности, вне закона были поставлены, прежде всего, носители традиций, культуры и религии: преподаватели, священнослужители, представители интеллигенции. Ещё никогда ранее геноцид собственного народа не приводил к гибели более чем четверти населения страны за столь короткий срок. Были уничтожены практически все библиотеки и учебные заведения, разорены монастыри и храмы. За 3,5 года «культурной революции» Камбоджа была отброшена далеко назад, понеся колоссальный урон, в том числе, и в отношении исторического наследия.

За века, прошедшие с момента падения Ангкора, в судьбе Камбоджи едва можно насчитать несколько десятков лет спокойной, мирной жизни, но страшные, смертельные удары так и не смогли сломить её народ. Несмотря на все невзгоды, жители этой страны по-прежнему полны оптимизма, и на улыбку всегда открыто и искренне улыбаются в ответ.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве