Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Страна кхмеров''




Земля и люди

Благодаря счастливому сочетанию природных и климатических условий, удачному географическому местоположению, появление на Индокитайском полуострове мощной, процветающей империи было почти предрешено. Ангкор лежит всего в полутора тысячах километров севернее экватора, в тропическом поясе, что исключает резкие сезонные колебания температуры, которая даже в самые холодные месяцы редко опускается ниже 18-20 градусов тепла в ночные часы. В этих условиях получению в течение года нескольких урожаев риса, являвшегося основой могущества и процветания кхмерской империи, может препятствовать только длительный засушливый период, продолжающийся с ноября по май. И уже на рубеже нашей эры кхмеры научились создавать системы искусственного орошения и совершенствовали свой опыт на протяжении столетий. Грандиозная сеть ирригационных сооружений в районе Ангкора считается самой совершенной, сложной и масштабной в древнем мире. По словам китайского дипломата Чжоу Дагуаня, посетившего королевство в 1296-1297 годах, на орошаемых полях выращивались три-четыре урожая риса в год, что обеспечивало получение сверхприбылей, питающих экономику страны.

И всё же, несмотря на то, что искусственно орошаемые земли составляли большую часть сельскохозяйственных земель, основным источником благосостояния Камбоджи на протяжении тысячелетий были бассейн Меконга и окрестности Тонлесап. Уникальное в своём роде, озеро Тонлесап, образовавшееся на месте морского залива, является крупнейшим пресноводным водоёмом в Юго-Восточной Азии. Когда-то волны разрушительного землетрясения в Гималаях докатились сюда и приподняли поверхность суши по периметру, создав очертания юго-восточной части Индокитайского полуострова. Часть океана оказалась отрезанной, и Меконг тысячи лет нёс свои воды в это солёное озеро. Постепенно вода изменяла свой состав, заставляя меняться и своих обитателей, попавших в гигантскую ловушку. Со временем уровень воды поднялся настолько, что на месте нынешней дельты Меконга образовался сток, постепенно размывший почву, а приносимый рекою ил превратил территорию нынешней Камбоджи в плодородную равнину, защищённую со всех сторон высокими холмами и небольшими горами высотой от 1000 до 1500 метров. О края «чаши» разбиваются самые свирепые тайфуны, практически никогда не затрагивающие центральные районы страны.

Каждый год с началом сезона дождей реликтовое озеро наполняется водой Меконга, «матери всех рек», «королевской реки», как называют её местные жители, а с началом сухого сезона постепенно отдаёт воду. Площадь поверхности озера и его глубина увеличивается многократно, в зоне наводнения оказываются огромные территории. В то время как сезонные потопы приносит значительный ущерб другим странам Азии, для Камбоджи они являются благом. Накопленная вода озера в течение сухого сезона орошает рисовые чеки дельты Меконга ниже по течению, а возвышенные участки дна самого озера, богато удобренные илом и обнажающиеся по мере понижения уровня вод, тут же засеваются суходольными сортами риса. Затопление лесов, граничащих с озером, даёт обильные источники пищи для обитателей озера, что делает Тонлесап одним из самых богатых в мире по рыбному многообразию и запасам. Рыбы много даже на рисовых полях, где она впадает в спячку на время сухого сезона, зарываясь глубоко в почву, чтобы выйти оттуда с началом первых дождей.

Рыба и рис всегда были основой, но не единственными составляющими рациона кхмеров, которые помимо него возделывали очень многие культуры. Земли исконно делились на орошаемые, затопляемые и прибрежные участки на которых выращивалось просо, кунжут, множество сортов фасоли, баклажаны, лук, горчица, порей, высаживались самые различные плодовые деревья, а с целью получения сахара, культивировались пальмировые пальмы и сахарный тростник. От века к веку пищевые пристрастия кхмеров менялись, в том числе и по религиозным причинам. Молочные продукты, в отличие от мяса различных животных, рыбы и птицы, так и не прижились в местной кухне.

Верность традициям хранится и в отношении быта сельской семьи. Он практически не изменился со времён Бапнома, несмотря на то, что её благосостояние значительно выросло за последние несколько лет. Едва отъехав от города, можно встретить небольшие деревеньки с плетёными или деревянными домами на высоких сваях, глиняным очагом у входа, на котором выпаривается сок пальмы, поджарых поросят в тени под домом, нескольких кур размером чуть крупнее голубя, сноровисто копошащихся в куче листьев. В Камбодже нет нужды изнурять себя непосильным трудом. Кхмеры воздержаны в своих жизненных потребностях, удовлетворяя их, они затрачивают минимум усилий. Для уплаты налогов и сносного содержания довольно многочисленной семьи, живущей обычно на небольшом, но собственном земельном участке, достаточно работать несколько часов в день. Конечно же, не следует думать, будто бы они живут в праздном безделье райского сада. Сорокоградусная летняя жара, вкупе со стопроцентной влажностью, лишает человека воли и сил, превращая физический труд в адскую пытку, да и их религия не способствует жизненной активности. А ведь именно физическим трудом кормится подавляющая часть населения королевства. Их нельзя назвать нерадивыми или безответственными людьми, тем не менее, природа даёт почти всё, что требуется для жизни, которую глупо тратить на создание собственного дела. Коммерцией здесь традиционно занимались вьетнамцы и китайцы, скупавшие у крестьян излишки плодов их труда: рис, рыбу, мясо, кур, пальмовый сахар, овощи и фрукты - и продававшие им инструменты, утварь и предметы домашнего обихода.

Тайцы и вьетнамцы, под чьим протекторатом Камбоджа находилась до 1864 года, усердно потрудились над исправлением генофонда, но так и не смогли изменить характер народа. Несмотря на все усилия, кхмеры остаются непохожими на соседей, продолжая в большинстве своём соответствовать полинезийскому типу внешности и непреклонно сохраняя собственное мировосприятие и религиозные воззрения. В этом плане они ближе к сиамцам, исповедующим буддизм тхеравады, провозглашающий личное спасение посредством непрестанного стяжания духовных, а не материальных благ в жизни настоящей, в которой каждое событие становится причиной всех событий в жизни грядущей. И хотя их верования иногда противоречивы, часто являясь рудиментами древних суеверий и анимистических взглядов предков, средоточие на пагоде и религиозность является основой семьи.

Их семейства многодетны, нормальным считается наличие 5-6 и даже большего числа детей. С момента падения режима «красных кхмеров», население с поразительной быстротой восстановило свою прежнюю численность и даже превысило её. Камбоджа очень молодая страна, 60% её населения не достигло возраста 21 года. Кхмерская культура основана на сложной социальной иерархии. Чем выше сословный уровень человека, тем большее уважение должно быть ему оказано. В традициях народа принято каждому новорожденному сначала присваивать иерархический титул и только затем давать имя. В некоторых случаях официальное имя человека является сложносокращённым словом, производным от его титула и личного имени. Порою, старшие или наиболее уважаемые родственники упоминаются в именах параллельных ветвей рода просто из почтения к ним, хотя они могут и не иметь к этой ветви прямого отношения. Такой обычай служит своеобразной декларацией авторитета семьи, в русском языке звучащей примерно как «родственник тех самых Лопухиных».

Старшие члены семьи обладают непререкаемым авторитетом. Особенно это относится к женщинам. Хотя в воспитании девочек до определённого времени чувствуется некоторая дискриминация, всё изменяется после их замужества. В память о матриархате королевы Лю-Е, а также в знак уважения к матерям и женщинам Камбоджи, слово ме (мать) в кхмерском языке используется в качестве префикса или предшествует определённым словам, выражающим государственное величие, лидерство или указывающим на особое значение. Так, например, образованы слова медай («большой палец»), мекаой («глава» или «руководитель группы» людей, даже если им является мужчина), меторп («военачальник»). Слово ме может быть использовано для обозначения главы противостоящей группы, например капитана спортивной команды, или самца, возглавляющего стадо или стаю. В литературном или разговорном языке, имея в виду своих родителей или более старших родственников, принято, прежде всего, упоминать женщин. Они всегда говорят «мать и отец» или «бабушка и дедушка».

Кхмеры не упускают ни одного шанса поклониться Будде, воздать подношения монахам, и с чувством величайшей ответственности и долга отметить каждый из многочисленных праздников и фестивалей. Они расточительно щедры по отношению к соплеменникам, принявшим постриг. Традиция заставляет очень многих молодых людей несколько лет посвятить жизни при монастыре, требующей отказа от всех светских благ и почти полной аскезы. Они несут послушание повсюду и своими яркими оранжевыми одеждами вносят оживление и в повседневные картины быта, и в жизнь седых руин древних храмов.

Так проходит их неспешный, размеренный век. Несмотря на бедность, которая кажется европейцам ужасающей нищетой, люди этого королевства счастливы, ибо имеют всё, что им необходимо и точно знают, что угасающий день сменится новым, а за этой дольной жизнью последует иная.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве