Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники Большого кольца''




Пре Руп

«Повернуть тело»

Годы строительства:

961 г.

Религия:

брахманизм (культ Шивы)

Король:

Раджендраварман II (посмертное имя Шивалока)

Стиль:

Пре Руп

Расчистка:

Маршаль, Труве в 1930 - 1935 гг.

Анастилоз:

не применялся

Продолжительность визита:

не менее получаса

Время визита:

в первой или второй половине дня

У северо-западного угла Сра Сранга находится развилка дорог Большого и Малого круга Ангкора. Ровно в двух километрах от этого места в восточном направлении одиноко стоит храм-гора Пре Руп, безупречно выполненный как с точки зрения архитектурного, так и художественного смысла. Он привлекает взгляд не только идеальными пропорциями, но и благодаря гармонично подобранной мягкой цветовой гамме латерита и кирпича. Всё это, в сочетании с изолированным месторасположением одинокого отшельника, на рассвете или на закате дня делает храм потрясающим объектом съёмки. К тому же, с верхней террасы открывается изумительный вид на ближайшие окрестности. Примерно в семи километрах к северо-востоку возвышается вершина Пном Бок, а за ним темнеет цепь Куленских гор. В юго-западном же направлении лежит спокойная гладь Сра Сранг.

Но материалы, прекрасно подобранные с точки зрения эстетического восприятия памятника, одновременно дурно сослужили с позиции проведения реставрации. В ходе работ по расчистке обнаружилось, что существенная часть кирпичей расслоились, превратившись в груды черепков, смешавшихся с почвой и корнями растений. По этой причине не могло быть и речи о применении анастилоза. Было принято решение ограничиться ремонтом и укреплением кладки сохранившихся элементов памятника.

Несколько странное название храма происходит от одного из обрядов кремации, когда тело последовательно переворачивают в погребальном костре. На втором уступе храмовой пирамиды находится большой резервуар, который, по устоявшемуся мнению, мог служить местом проведения церемонии. Тему продолжает народное сказание, повествующее о короле, поплатившимся за своё пристрастие к сладким огурцам, ставшим причиной его трагической кончины от руки преданного слуги, кремация которого произошла именно на этом месте На самом деле, название храма является легендой, которую опровергает обнаруженная здесь эпиграфическая надпись. Очень точно расположенный на поперечной оси Восточного Мебона, доминирующий над просторами орошаемых водами барая полей, Пре Руп был государственным храмом короля Раджендравармана II и центром важного населённого пункта. Филипп Штерн называл его «восточным Городом». Вероятнее всего, он служил временной столицей перед возвращением двора из Кох Кер в Яшодхарапуру, которая долгое время реконструировалась и благоустраивалась, прежде чем священный город вновь «заблистал несравненной красотой».

Возведённый всего на несколько лет позже Восточного Мебона, Пре Руп стал последним воплощением канонической концепции храма-горы. Это последняя «Меру» в форме уступчатой пирамиды, вершина которой увенчана пятью башнями. Подобно Пном Бакхенгу, на одном из уступов верхнего яруса пирамиды установлены двенадцать малых святилищ, каждое из которых вмещало лингу. В обнаруженной здесь эпиграфической надписи, после традиционного перечисления всех предков короля Раджендравармана, указывается дата постройки храма, названного, после установки линги в главном святилище, Раджендрабхадрешвара. Источник также сообщает об установке в угловых прасатах верхнего яруса статуй, посвящённых обожествлённым предкам короля. Одна из них была посвящена Шиве, божественному воплощению самого Раджендравармана. Вторая предназначалась Вишну, воплотившемуся в одном из предков короля по материнской линии. Статуя Умы олицетворяла тётю по материнской линии, а ещё одно скульптурное изображение вездесущего многоликого Шивы было установлено в честь Харшавармана, сводного брата короля. Текст особо подчёркивает, что частички божественной сущности или «духа» сиятельного монарха вселились в каменные образы ещё при жизни короля.

С точки зрения композиции, Пре Руп представляет собой два пояса ограждений с четырьмя гопурами, и трёхуровневую пирамиду, служившую основанием пяти башен. Внутри первого пояса ограждений, с восточной стороны, симметрично относительно продольной оси храма, расположены ещё шесть прасатов, установленные по три на общей платформе. Один из прасатов северной группы не был построен, хотя основание для него полностью готово, если, конечно, его не разобрали самими строители ради кирпичей, повторно использовавшихся где-то ещё. Хотя эта версия менее вероятна, так как центральные прасаты каждой группы заметно больше остальных и имеют внутренний размер святилищ, равный почти 5 метрам по каждоё из сторон. Огромные для кирпичных сооружений размеры ложных сводов, построенные без раствора и скреплённые лишь растительным клеем, создают колоссальную нагрузку на нижние ряды кладки и вызывают постоянную опасность обрушения. Зодчим даже пришлось использовать более крупные, чем обычно, кирпичи, размером 310х160х85 миллиметров.

Об этих прасатах ничего не упоминается в надписи. Скорее всего, их принялись возводить позже, но так не успели закончили. Ложные двери и наддверные перемычки из песчаника имеют лишь намеченные контуры рисунка. В завершающей стадии работы находится только наддверная перемычка самого южного прасата. Она изображает Вишну, который в своей ипостаси льва раздирает царя асуров, дерзнувшего посчитать себя равным богам. Восьмигранные колонны с классическими четырьмя поясами, производят хорошее впечатление от мастерства резчиков.

Центральная кирпичная часть восточной гопуры, с двумя каменными вестибюлями, состоит из трёх смежных помещений, фланкированных по бокам двумя дополнительными независимыми проходами. Хорошо сохранившаяся латеритовая стена окружает почти квадратный двор, имеющий размеры 130 на 120 метров. Помимо упоминавшихся двух групп прасатов, здесь находятся руины нескольких помещений для отдыха паломников, контуры которых отмечают всего несколько рядов латеритовых блоков стен, квадратные песчаниковые колонны и редкие сохранившиеся окна с балясинами. Их крыша была черепичной, и обрушилась со временем.

Латеритовая стена второго пояса ограждений прорезана небольшими гопурами, которым предшествуют вестибюли из песчаника. С восточной и западной стороны входы дублируются дополнительными боковыми дверями, врезанными прямо в стену. Длинные строения вдоль окружающей ограды предназначены не для паломников, а для храмовой прислуги. Они расположены почти симметрично и отличаются только расположением окон или входов. Как и приюты для паломников, они были покрыты черепицей, многочисленные фрагменты которой обнаружены при расчистке. Из их единого ансамбля выбивается лишь крохотная часовенка в северо-восточном углу, сложенная из крупных латеритовых блоков и имеющая ложные своды. Её полностью восстановили ещё в ходе работ по расчистке храма. Сооружения этого типа, открытые со всех сторон, использовались для размещения памятных стел. Но стела, повествующая об основании храма, была обнаружена в специально отведённой части соседней галереи. Это странное сооружение, по всей видимости, использовалось в качестве вспомогательной часовенки. В её нижней части находится своего рода ритуальный сосуд для омовения и сток, отводящий священные воды.

По обе стороны продольной оси стоят открытые на запад два здания библиотек. Они были построены как продолговатые прасаты и имеют точно такие же уступчатые своды со слегка вытянутыми вдоль фасада ложными окнами. В них хранились священные «Камень девяти планет» и «Камень семи святых». Между библиотеками, в окружении десяти столбов, размещается резной резервуар из песчаника размерами приблизительно 3 на 1,9 метра, который принимается многими за саркофаг или место погребального костра. На самом же деле, это цоколь лёгкого павильона, в котором, по-видимому, находилась статуя Нандина, ваханы Шивы. Окружающие столбы могли служить опорой для тента, укрывавшего священнослужителей от палящих лучей солнца. При расчистке здесь нашли остатки постамента и священный камень основания большой линги, которые могли быть перенесены сюда из главного святилища.

Изящная трехъярусная пирамида поднимается на высоту более десяти метров. Длина каждой её стороны у основания и на вершине составляет, соответственно, около 50 и 35 метров. Четыре каскадные осевые лестницы, обрамляющие их парапеты и скульптуры львов, пропорционально сокращаются в размерах сообразно законам перспективы. Первые ярус пирамиды имеет уступ шириной в 4 метра, что вполне достаточно для размещения двенадцати второстепенных святилищ. Высота второго яруса почти в два раза меньше, чем второго, а ширина уступа уменьшается до 3 метров. Оба нижних яруса почти полностью построены из латерита, лишь некоторые детали созданы из песчаника. Очень скромный профиль плинтусов и карнизов, отсутствие каких-либо декоративных элементов, позволяет рассматривать их в качестве простого основания для третьего яруса пирамиды.

Верхний ярус полностью построен из песчаника и строго симметричен относительно продольной оси храма. Профиль опорной стены имеет гораздо более затейливую форму, а две боковые лестницы, охраняемые львами, не предназначены для практического использования, и призваны всего лишь оживить своими ступенями восточный фасад.

Главное святилище явно доминирует на вершине пирамиды благодаря тому, что приподнято на богато профилированном двойном цоколе, высота которого составляет более четырёх метров. Несмотря на то, что цоколь обветшал, поверхность песчаника ещё сохранила следы тонкой скульптурной обработки. Короткие осевые лестницы в двенадцать ступеней также стерегут львы. Святилище не слишком просторно внутри, его размер составляет чуть больше 4 метров по каждой стороне, а единственным украшением остаются две статуи Будды, относящиеся к более позднему периоду.

Все пять святилищ открыты на восток, а с трёх других сторон имеют ложные двери из песчаника, украшенные прекрасными барельефами на боковых вертикальных полосах. Перемычки не очень хорошо сохранились и к тому же грешат против стиля излишней простотой. Своды прасатов устояли вопреки всему, но все детали исчезли, да и сами ярусы сводов уже едва различимы. На фоне неба они скорее напоминают бесформенные остроконечные шапки.

Первоначально стены святилищ были оштукатурены смесью на основе извести и гипса. В некоторых местах, например, на стенах юго-восточного прасата, штукатурка до сих пор сохранилась. Черновой узор, придающий основной объём, был вырезан непосредственно по кирпичной кладке. Поверх него наносился слой штукатурной смеси, которая позже обрабатывалась резцом. Такая технология позволяла добиться филигранной тонкости резьбы. Но она, к большому сожалению, была очень недолговечна. Это прекрасно иллюстрируют фигуры, которые на одних участках стен могут выглядеть очень изящно, а на других имеют лишь грубые очертания.

Внимательный путешественник отметит, что фигуры, украшающие угловые пилястры двух западных прасатов, являются женскими, а на востоке, как и на центральной башне, находятся мужские фигуры. Изображённое на юго-западном прасате божество с четырьмя руками и четырьмя ликами является женой Брахмы. Четырёхрукое божество с головой кабана, которое можно увидеть на восточной стороне северо-восточного прасата, символизирует шакти Вишну в форме кабана Вараха. Самого Вишну можно обнаружить на западном фасаде юго-западного прасата.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве