Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники Большого кольца''




Восточный Мебон

Годы строительства:

952 г.

Религия:

брахманизм (культ Шивы)

Король:

Раджендраварман II (посмертное имя Шивалока)

Стиль:

Пре Руп

Расчистка:

Маршаль, Глез в 1935 - 1939 гг.

Анастилоз:

не применялся

Продолжительность визита:

не менее часа

Время визита:

в течение дня

В пятистах метрах к северу от входа в Пре Руп начинается южная граница огромного водохранилища размерами около 7 200 на 1 750 метров. Каждой из углов его земляной насыпи отмечают памятные стелы, установленные в особых святилищах. Это «Восточное озеро» Чжоу Да-Гуаня или Яшодхарататака, построенная по воле короля Яшовармана I в самом конце IX века.

Сегодня его дно делят между собой крестьянские наделы рисовых чеков и надвигающаяся со стороны Ангкор Тхома тропическая растительность, но когда-то этот барай служил для регулирования стока реки Сиемреап и питал водой огромную территорию на окружающей равнине. Его средняя глубина составляла 5 метров, что позволяло накапливать более 60 миллионов кубических метров воды. Этих запасов хватало на производство около 200 тысяч тонн риса в засушливый период, достаточного для пропитания почти девятисот тысяч человек в течение года. Судя по характеру донных отложений, водохранилище исправно выполняло свои функции в течение нескольких столетий, а затем неожиданно обмелело. Такое могло произойти лишь в случае разрушения питающей водохранилище системы или повреждения её дамбы. Возможно, это событие стало следствием военных действий. Однако река Сиемреап, русло которой пришлось немного сместить из-за строительства искусственного озера, всё так же несёт свои воды всего в нескольких десятках метров от Западного Барая, но само водохранилище давно мёртво. Судя по результатам раскопок, кхмеры предпринимали такие же настойчивые, как и бесплодные попытки спасти водохранилище: невероятно искусная и сложная ирригационная система так никогда и не была полностью восстановлена.

Посреди барая возвышался остров размерами примерно 120 метров в поперечнике, где в 952 году закончилось сооружение храма Мебон. В строгом смысле, остров не находился в геометрическом центре водохранилища. Джаяварман VII планирует свою столицу так, что главный вход в королевский дворец, Дорога Процессий и Ворота Победы поразительно точно ориентируются на башни Восточного Мебона. Ради этого пришлось пожертвовать симметрией и в уже построенном барае сместить остров к югу.

Мебон обладает всеми признаками храма-горы, но там, где внутри двух концентрических ограждений должна находиться уступчатая пирамида, располагается платформа высотой всего лишь около 3 метров. Искусственный холм, со всех сторон окружённый водой, оказался бы слишком ненадёжной опорой для огромного сооружения. И это опасение стало главной причиной отхода от незыблемой традиции. Во всяком случае, проблема, связанная с необходимостью создания неслыханно открытого внутреннего пространства храма, легко была устранена приобретением механизма, способного регулировать поток паломников. Ведь попасть сюда можно было исключительно по воде.

Несколько обнаруженных в Мебоне и его окрестностях эпиграфических надписей сообщают, что в храме размещалась линга Шри Раджендрешвары, несколько статуй, в том числе Шивы и Парвати, «лицами схожих с матерью и отцом» Раджендравармана II, Вишну и Брахмы. Восемь линг «бога в восьми его формах» были размещены в малых святилищах внутреннего двора. Эти тексты стали достоверным свидетельством того, что Восточный Мебон был храмом, посвящённым обожествлённым родителям монарха. Действительно, при расчистке здесь была найдена изумительная статуя Парвати, переданная в Археологический центр и музей (хранилище памятников Французской школы Дальнего Востока) в Сиемреапе.

Храм покоился на облицованном латеритовыми блоками квадратном острове, размерами приблизительно 115 метров по каждой стороне. По осевым линиям были устроены небольшие пирсы, от которых небольшие лестницы, охраняемые львами, вели к входным гопурам. Расстояние между внешней оградой Мебона и набережной составляет всего 5 метров. Но за счёт того, что зодчие сместили гопуры по отношению к периметру стен вглубь двора, перед входами оставалось достаточно места для размещения большого числа паломников. Построенные из латерита крестообразные в плане гопуры, с главным и двумя боковыми входами, предваряются песчаниковыми вестибюлями. От ложных сводов или черепичных крыш гопур не осталось даже следов. Справа от центрального входа находится стела, благодаря тексту которой удалось установить, что Восточный Мебон был закончен всего за 9 лет до строительства храма Пре Руп.

Во дворе, образованном внешними стенами храма, симметрично расположены 16 зданий, отличающихся друг от друга только размерами и расположением входов и окон. Такие же сооружения, которые служили для занятий медитацией и отдыха паломников, есть и в Пре Рупе. Крытые черепицей, они явились прообразом концентрических галерей, в скором времени появившихся в кхмерских храмах. Все они основательно разрушены, некоторые уцелевшие стены имеют очень необычные невысокие окна с балясинами под самым потолком. Так как при расчистке храма не были обнаружены составлявшие их блоки, можно предположить, что строительный материал использовался при возведении других храмов. На здании, которое расположенном в северо-восточном углу, над западной дверью находится изображение Лакшми между двух слонов, которые из своих хоботов орошают её священной водой.

Облицованная латеритом платформа высотой около 2,2 метра и полутораметровая стена отмечают следующий уровень храма и ограничивают священный внутренний двор. По углам платформы, на узких уступах, установлены очень редкие для Ангкора скульптуры слонов. Воплощающие стороны света, диннаги, они встречаются лишь здесь, в Баконге и в Пхимеанакасе. Но эти образцы круглой скульптуры, несомненно, превосходят остальные с точки зрения их сохранности и тщательности проработки деталей амуниции. Наиболее хорошо сохранились скульптуры, находящиеся в юго-западном углу храма.

Гопуры, ведущие в священный внутренний двор, вновь смещены относительно периметра стен к центру памятника. Низкая ограда, условно отделяющая сакральное пространство храма, построена с изломом, образующим прямоугольную нишу, в которой размещаются гопуры с единственным входом. Лишь с западной стороны, где уступ вдвое шире, осевая линия гопуры находится точно в плоскости стены. По-видимому, стены возводились уже после строительства входных групп. К этому времени стало ясно, что пространство внутри храма очень стеснено. Строителям пришлось расширять его, отодвигая стены насколько возможно дальше от центра. На плане храма видно, что остальные здания, по крайней мере, во внешнем дворе, остались стоять на своих прежних местах. Они ясно очерчивают первоначальные контуры памятника.

Сами гопуры, к которым ведут небольшие крутые лестницы, оберегаемые львами, выстроены из латерита и песчаника. Все они лишены сводов и очень сильно разрушены. Пострадали и песчаниковые элементы. Рисунок полностью различим только на некоторых из них, например, над западным входом восточной гопуры изображена битва Кришны с нагами.

Внутренний двор выглядит более просторным в сравнении с внешним. Слева и справа от гопур находятся небольшие кирпичные святилища, каждое из которых хранило лингу. Их песчаниковые вставки имеют очень тонкий растительный орнамент, а восьмиугольные колонны разделены всего двумя поясами.

С восточной стороны находятся целых три прямоугольных латеритовых библиотеки. Две из них, стоящие рядом в юго-восточном углу, хранили «Камень девяти планет» и «Камень семи святых». Они открыты на запад, как и полагается подобным зданиям. С западной стороны находятся ещё две библиотеки, имеющие восточный вход. Такое расположение входов, хотя и нехарактерно для библиотек, встречается в Ангкоре. Остатки кирпичной кладки позволяют сделать вывод о том, что их своды, несмотря на ширину строений, были кирпичными.

Центральная платформа приподнята над уровнем внутреннего двора всего на 3 метра. Она окружена профилированной песчаниковой стеной. Такой же богато украшенный цоколь высотой 1,9 метра позволяет центральному святилищу доминировать над остальными. На парапетах осевых лестниц обеих платформ стоят скульптуры львов.

Главный прасат превосходит остальные святилища по размерам. Квадратная внутренняя камера имеет длину приблизительно 4 метра по каждой стене, а в угловых башнях их длина составляет всего 2,8 метра. В юго-восточном прасате сохранился очень интересный округлый пьедестал, подобный тем, которые были найдены в Пном Бок и в Пном Кром и предназначались для статуи Брахмы.

Как и в Пре Рупе, святилища построены с использованием клея на растительной основе из кирпича очень тёплого оттенка. Но здесь использовался кирпич более традиционного размера 220х130х55 миллиметров. Все украшающие угловые пилястры фигуры являются мужскими. Они выполнены в той же технике, что и в Пре Рупе: контуры изображений покрывали специальной штукатуркой, которая позже обрабатывалась скульпторами. Стремясь повысить адгезию, зодчие просверлили в кирпичах множество отверстий, но это не спасло рельефы от гибели.

Башни открыты на восток. С трёх остальных сторон входы преграждают ложные двери из песчаника такой же изумительной резьбы, как и в Пре Рупе. Орнамент центральных элементов, безусловно, заслуживает отдельного внимания. Тем не менее, его затмевают боковые полосы, с регулярным мотивом крохотных фигурок, прячущихся среди буйства растительного орнамента. Несмотря на неимоверную сложность рисунка, он отнюдь не кажется вычурным. Восьмигранные колонны по обыкновению разделены четырьмя поясами.

Наддверные перемычки Восточного Мебона демонстрируют не только безупречное мастерство создателей, но и великолепный вкус, богатое воображение и экспрессию. На главном прасате следует отметить фигуру Индры на Айравате с восточной стороны, а также парящие фигурки над изрыгаемыми двумя макарами ветвями под фризом в виде медитирующих аскетов. На западной стороне бог войны Сканда на павлине и фигуры, держащие цветы лотоса. На юге Шива на священном Нандине. На восточной стороне северо-западного прасата интересное изображение Ганеши верхом на собственном хоботе, который превращается в лошадиный круп. На северной стороне юго-восточного прасата чудовище, пожирающее слона. С восточной стороны западной гопуры внешнего пояса ограждений Вишну в облике льва раздирает в клочья царя асуров.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве