Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники Большого кольца''




Та Сом

«Прародитель Сом»

Годы строительства:

конец XII в.

Религия:

буддизм

Король:

Джаяварман VII (посмертное имя Махапарамасангатапада), Индраварман II

Стиль:

Байон

Расчистка:

Маршаль 1930 г.

Анастилоз:

не применялся

Продолжительность визита:

не менее получаса

Время визита:

в течение дня

В 2,5 километрах от Восточного Мебона, сразу за каменным столбом с отметкой 13-го километра Большого круга, справа от дороги возникает четырёхликая башня восточной гопуры храма Та Сом. Гигантский фикус с раскидистой кроной, умостившийся на сводах вестибюля, мощными воздушными корнями едва ли не оплетает лица Авалокитешвары. Некоторые из них насквозь пронзили своды и растут прямо в проходе.

Крестообразная в плане гопура с боковыми комнатами имеет единственный вход. Своим планом она очень напоминает гопуры Ангкор Тхома, где такие комнаты предназначались для размещения городской стражи. В Та Соме они гораздо более миниатюрны, как и размеры внешней латеритовой ограды храма, охватывающей участок приблизительно 200 на 240 метров. На западном фронтоне изображены бодхисатвы в окружении верующих. С восточной стороны находится, вплоть до изобразительных сюжетов фронтонов, такая же в точности гопура. Им предшествовали небольшие латеритовые террасы с балюстрадами в виде нагов.

Являясь миниатюрной копией Та Прохма, Та Сом, вместе с Неак Пеаном продолжает не только единую линию этих памятников, но и является дальнейшим развитием зодчества в рамках последнего периода стиля Байон. Гопуры внешнего ограждения очень напоминают аналогичные сооружения Та Прохма и Бантеай Кдея, тем не менее, во многих элементах обнаруживаются типичные черты стиля: чуть грубовато сработанные небольшие фигуры деватов, на две трети прикрывающие окна с балясинами ложные шторы, украшающий стены тонкий растительный орнамент регулярного рисунка фриза, напоминающий ткань гобелена или тиснёную кожу.

Памятник очень разрушен. Во время проведения основных работ по его расчистке одна из задач состояла в простом укреплении большей части строений. Кроме удаления растений, практически никакие восстановительные работы не проводились. Огромное количество обрушившихся блоков остаётся лежать среди развалин. Окружённый плотной стеной леса, Та Сом является прекрасным объектом для фотосъёмки. Утром особенно живописно уже упоминавшееся дерево на восточной стороне западной гопуры.

За западной гопурой начинается латеритовая терраса с нага-балюстрадой, пересекающая ров, заканчивающаяся у крестообразной песчаниковой гопуры второго пояса ограждений. Два боковых крыла открыты наружу небольшими оконцами с тремя балясинами. По бокам находятся изображения деватов в глубоких фигурных нишах. Несмотря на невысокое мастерство работы, они демонстрируют необыкновенную индивидуальность. Входы предваряются вестибюлями, находящимися под частично обрушившимся единым ложным сводом.

Ограждение внутреннего священного двора составляют галереи размером примерно 20 на 30 метров. Четыре осевые гопуры с двухъярусными сводами, увенчанными навершием в виде цветка лотоса, угловые башни, ложные своды и двери построены из песчаника, а стены галерей сложены из латеритовых блоков.

Обойдя ветхие галереи снаружи, можно пройти во внутренний двор через сохранившуюся тройную гопуру восточной стороны. Пробираясь по завалам песчаниковых блоков мимо двух библиотек, открытых на восток, есть шанс добраться до центрального святилища. Оно крестообразное в плане, с четырьмя вестибюлями, которые открывают входы на все стороны света. Небольшая внутренняя камера святилища украшена декоративным карнизом и низким барельефом в виде тиснения по коже. В юго-западном и северо-западных углах внутреннего двора стоят колонны с каменным шипом, предназначенные для размещения деревянных алтарей. Они похожи на те, можно увидеть в Та Прохме, Бантеай Кдей и Прэах Кхане

Тимпаны и наддверные перемычки, далеко не столь тонкой работы, как в Восточном Мебоне и Пре Рупе, всё же заслуживают внимания необычными мизансценами и сюжетами. На южной стороне северной гопуры есть интересная сцена, изображающая четыре молитвенные фигуры, которые благословляет стоящая пятая. Этот барельеф, как и очень многие здесь, был повреждён во время шиваистской реакции в начале XIV века. Многие части рельефов собраны прямо на земле или бессистемно лежат в каменных бутах, демонстрируя посетителям обработанную резцом поверхность.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве