Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''История''




Первое государство

Древнейшее государство в юго-восточной части Индокитайского полуострова сложилось в I веке нашей эры. Его история дошла до нас практически исключительно из китайских хроник и санскритских эпиграфических надписей IV-V веков, и по этой причине носит фрагментарный характер. Как название государства Фунань, так и имена правителей приводились до середины XIX века в соответствии с современным звучанием китайской иероглифической записи, изменившимся за полтора тысячелетия в сравнении с оригиналом. Российский социолог, политолог и востоковед Л.А. Седов отмечает:

«Название Фунань представляет собой транслитерацию кхмерского слова ”бнам”, означающего "гора”. Фунаньские цари называли себя “владыками горы” (kurum bnam), откуда и произошло китайское название государства».

К тому же, проведённая реконструкция китайской фонетики позволила сделать безусловный вывод о том, что в действительности его название в древности произносилось как Биунам, поэтому в современной терминологии, взамен прежнего, уверенно укоренилось название Бапном.

Столица Бапнома Вьядхапура, представлявшая в плане почти идеальный квадрат, располагалась в нижнем течении Меконга, в нынешней провинции Прейвэнг. Геометрическим центром города был холм Ба (Ba Phnom) с расположенными на его вершине и у основания храмовыми постройками. Холм Ба имел столь огромное религиозное значение, что не только дал название стране, но и оказал бесспорное влияние на всё последующее развитие архитектурных принципов кхмерского градостроительного искусства. Культ священной горы был воспринят последующими монархами как символ независимости и уже никогда их столицы не строились иначе.

В середине третьего столетия нашей эры Кан Тай сообщает, что жители Бапнома совершенно не знают одежды, и ему пришлось убедить короля Фань Сюня (240 - 287) издать указ, предписывающий им прикрыть свою наготу. Кто знает, может быть именно ему кхмеры обязаны обычаем ношения саронга, традиционной национальной одежды, но эта маленькая деталь свидетельствует о довольно архаичном уровне социального развития Бапнома, который не соответствовал грандиозному экономическому потенциалу. Патриархальной стране для дальнейшего развития требуется мощный импульс, и она получает его на рубеже IV-V веков.

В 390 – 425 годах трон Бапнома занимает индийский брахман Каундинья II. По свидетельству китайской летописи династии Лян («Лян шу») он «изменил все законы страны и привёл их в соответствие с обычаями Индии». В этот период влияние индийской культуры достигло своего апогея. Судопроизводство, структура государственных и политических учреждений полностью строятся по индийской модели, общепринятыми становятся законы Ману (Манавадхармашастра), действует индийский юридический кодекс. Принимается кхмерский алфавит, основанный на индийской системе письма, в обиход широко входит санскрит. Эти нововведения очень скоро приносят богатые плоды. При Джаявармане (478 – 514) происходит наивысший расцвет государства, а его территория достигает максимальных размеров. Флот Бапнома доминирует в южных морях и вселяет страх во врагов. Под прикрытием военных судов морская торговля становится практически безопасной и товары из Бапнома поставляются во многие страны древнего мира. Кхмеры были превосходными мореходами и закладывали на стапелях гребные и парусные суда очень больших размеров, до 45-55 метров в длину. Плиний указывал, что грузоподъемность индийских судов, по образцам которых, вне всякого сомнения, строились и корабли Бапнома, достигала 3000 амфор, что соответствует водоизмещению около 250—300 тонн. Они способны были взять на борт 600-700 пассажиров и совершенно уверенно чувствовали себя в открытом океане.

Найденные на раскопках греческие, римские, парфянские, китайские монеты, каменные и железные гири свидетельствуют не только о наличии широкой международной, но и об оживлённой внутренней торговле. Бапном экспортирует рис и бобовые культуры, знаменитый жёлтый шёлк и хлопковые ткани, кружево, золотые и серебряные ювелирные изделия, украшения из драгоценных камней, слоновую кость, предметы из стекла и керамику. В Китае, стране высочайшей художественной культуры, особенно ценились великолепные деревянные и бронзовые статуи из Бапнома, отличавшиеся неповторимым изяществом и художественными достоинствами. История южной династии Лян дополняет данные археологических источников и сообщает, что жители Бапнома рубят деревья и строят из них дома на столбах, а крыши кроют травяными матами или пальмовыми листьями. Но ко времени этого свидетельства кхмеры уже в достаточной степени овладели технологиями обжига кирпича и строительства сложных ирригационных систем. В соответствии с волей монарха они возводили больницы, каменные библиотеки и храмы. Берега оросительных каналов ещё в древности укреплялись гранитными стенами и глиняными насыпями, их размеры была таковы, что позволяли крупным морским судам проникать вглубь страны.

Но расцвет Бапнома оказывается очень недолгим. Несмотря на обширную внешнюю торговлю, основой его могущества, прежде всего, был рис. Это государство возникло в естественном рисоводческом районе нижнего течения Меконга, расположенном от его устья до слияния с рекой Тонлесап. Гигантский естественный резервуар, Тонлесап постепенно отдаёт свою воду в сухой период, поэтому лежащие вниз по течению Меконга земли, никогда не знают недостатка влаги. Обширное строительство здесь оросительных каналов позволило эффективнее использовать воду и получать несколько урожаев в год. Воспользовавшись своим экономическим преимуществом, Бапном подчинил себе сначала соседние княжества, а затем и многие отдалённые территории. Завоёванные земли рассматривались только как источник пополнения казны, но их удержание, с ростом территории, очень скоро перестало покрывать доходы от эксплуатации. К тому же, идея единства кхмерской нации ещё не была осознана и по этой причине никак не эксплуатировалась. Внутри государства продолжали существовать разобщённые княжества, нередко враждующие между собой. Тем не менее, начавшееся бурное развитие феодальных отношений в недрах морской державы способствовало стремительному развитию экономики и укреплению вассальных государств, расположенных в центральной части полуострова. После смерти Джаявармана (Каундинья III) в 514 году в стране разгорается жестокая междоусобная война, продлившаяся около полувека. В этот период раздоров вассальное государство Камбуджа сначала освобождается от зависимости, а затем сам Бапном превращается в её вассала.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве