Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''История''




Колыбель Ангкора

До начала XIV века, в китайских летописях Камбуджа называется Ченлой, вернее, Женлой. Её территория изначально была довольно обширной и занимала северную часть современной Камбоджи, юг Лаоса, центральный Вьетнам и часть территории Таиланда, ограниченной бассейнами рек Мун и Менам Чао Прая. Значительно позже районы к северу и западу от Тонлесап станут житницей кхмерской империи Камбуджадеша, а в конце IV века, к которому относится образование княжества, подавляющая часть здешних земель была целинной, возделывание риса осуществлялось лишь на небольших плантациях вдоль рек. Присоединение слабого соседа, владевшего огромными участками свободных земель, казалось правителям Бапнома большой удачей, поскольку на исконной территории таковых практически не оставалось. Запускается механизм, который через два века приведёт к тому, что Бапном будет стёрт с политической карты.

Кхмерские монархи обладали верховным правом распоряжения по своему усмотрению свободной землёй королевства. Камбуджа была частью королевства Бапном, и её свободные земли стали с поразительной быстротой находить хозяев среди высших сановников при дворе сюзерена. Кхмерская эпиграфика данного периода изобилует сообщениями о земельных сделках: дарении, разграничении, подтверждении права собственности, посвящении храмам, распашке целинных земель. Конечно же, на территории Камбуджи. Но этот процесс имел положительный эффект не только для царедворцев. Освоение новых территорий требовало строительства оросительных каналов, которое тоже не заставило себя ждать. Спустя сто лет окрепшая экономика молодого государства стала основой начавшейся борьбы за независимость, которая была получена относительно легко и мирным путём.

Пока между севером и югом Бапнома разгоралась братоубийственная война, правители независимой Камбуджи проявляли заботу об укреплении армии и усилении могущества государства. К середине VI века она объективно становится наиболее сильным государством Индокитая. Растраченные на междоусобицы, силы Бапнома подорваны, а смерть последнего короля Рудравармана (514 – 539) окончательно разделяет страну на две части. Рудраварман, взошедший на трон в результате убийства младшего брата Гунавармана, не оставляет своему внуку никаких шансов: внутри Бапнома нет сил, желающих возвести его на трон. Но эти силы есть вовне. Мы никогда не узнаем, что двигало этим человеком: честолюбие, месть или любовь. По-видимому, это был очень талантливый политик. Представитель Лунной династии кхмерских правителей Бапнома, внук Рудравармана, он делает предложение руки и сердца принцессе соседней Камбуджи Лакшми, продолжающей род Солнечной династии, получает согласие и вступает в брак, соединивший два мифологических рода кхмерских монархов. Вскоре смерть старшего представителя Солнечной династии, правившего Камбуджей, приносит ему корону. И её новый правитель, вошедший в историю как Бхававарман I (550 – 600), получает власть и боеспособную армию, всего несколько переходов которой теперь отделяют его от трона деда. Не встретившие никакого сопротивления, войска Камбуджи вскоре без боя занимают столицу Бапнома. Сторонники Гунавармана спасаются бегством на юге. Остаётся загадкой, почему Бхававарман не преследует их. Возможно, его амбиции удовлетворены, и он ясно понимает, что сил противников уже не хватит для реванша. Бхававармана не волнует даже развал империи: на перешейке Кра получают независимость малайские народы, а на западе создаётся монское государство Дваравати, – конечно, если это не была часть его плана по избавлению от «балласта», поскольку сил для подчинения этих территорий у Камбуджи ещё нет.

Присоединение Бапнома открывает доступ к казне бывшего сюзерена. Доходы от вновь освоенных земель Камбуджи прирастают доходами со старых земель Бапнома. Последовавшие 50 лет правления Бхававармана, передавшего перед уходом в монастырь власть своему брату Махендраварману (600 – 615), страна не ведёт войн, занимаясь решением внутренних проблем и продолжая наращивать военную мощь.

Политику объединения кхмерских земель продолжает сын Махендравармана, но его успехи на этом поприще явились следствием не военных, а экономических достижений. С окончательным падением Бапнома в 627 году Ишанаварман (615 – 635) заканчивает труд дяди по уничтожению вассальных королевств и начинает реформы политического устройства государства. Усиливается централизация государства, значительно расширяется бюрократический аппарат, появляется система административного деления, основанная на губернаторстве. Его власть достигает невероятных вершин и могущества. Ишанавармана охраняет «более тысячи стражников, одетых в панцири и вооружённых копьями». По свидетельству китайских летописцев, даже высшие сановники, представ перед ним, должны были пасть ниц и трижды коснуться лбом земли, а уже затем на коленях подниматься по ступеням к королевскому трону. Укрепляя свои позиции на вновь завоёванных землях, Ишанаварман переносит столицу к югу, строя на реке Сен, близ нынешнего города Кампонгтхом, Ишанапуру, развивающуюся столь стремительно, что за несколько лет она превращается в огромный город с населением в 100000 человек. Правление Ишанавармана становится пиком могущества Камбуджи. Древние надписи провозглашают его «славным повелителем трёх царей, могучим владетелем трёх знаменитых городов, который поддерживает землю, как наг Шеша».

Ещё один век мирной жизни превращает Камбуджу в процветающее государство, что позволяет существенно увеличить военный бюджет. При Джаявармане I (655 – 681) происходит реформирование и усиление армии, в которую впервые была включена кавалерия. Этот факт является яркой иллюстрацией прочного благосостояния страны, так как лошадей почти невозможно было разводить в климатических условиях Юго-Восточной Азии, они ввозились из Индии, и каждая стоила целое состояние. Джаяварман впервые за много лет начинает завоевательные походы, расширяя владения государства в направлении верхнего течения Меконга, вплоть до современного Вьентьяна и Луангпрабанга. Найденные эпиграфические надписи воспевают его военные успехи, провозглашая чакравартином, то есть «господином земель», и императором. Страна превратилась в военный лагерь. Китайские тексты свидетельствуют, что оружие в Камбудже во время его правления носили все без исключения.

К концу VII века в Камбудже окончательно сформировалось два основных рисоводческих района: южный, оставшийся в наследство от Бапнома, и центральный, возникший в результате освоения земель севернее и западнее озера Тонлесап. В 681 году трон наследует вдова Джаявармана I, Джаядеви (681 – 713), во времена правления которой страна погружается в анархию. Ослабление сильной центральной власти приводит к соперничеству между этими районами, которое поддерживают окрепшие правители различных областей Камбуджи. В 706 году страна распадается на несколько княжеств, тяготеющих к южному и центральному культурно-экономическим районам: северную Камбуджу (Ченлу) Земли и южную Камбуджу (Ченлу) Воды.

Камбуджа Земли продолжала оставаться менее развитой в экономическом отношении, поэтому княжества, составлявшие её, сумели сохранить довольно устойчивый конфедеративный союз. Противоречия в политической и экономической сфере отношений в Камбудже Воды были накалены до такой степени, что с самого начала она распалась на три, а затем на пять княжеств, враждовавших между собой.

Письменные источники довольно скупо освещают этот период, и в отсутствии ясности, события того времени могут показаться окрашенным мрачными тонами. Но всё же, правильнее говорить не о чёрной полосе в истории Камбуджи, а о некотором кризисном моменте, наступившем в результате распада империи. На обеих территориях продолжается экономический подъём, проводится освоение новых земель, идёт строительство храмов и оросительных систем, устанавливаются дипломатические отношения с соседними государствами и в целом, вплоть до последней четверти, VIII век не приносит кхмерам страшных потрясений. И всё же, распад могучего государства не может быть объяснён исключительно внутренними проблемами. Существуют признаки, свидетельствующие о влиянии на судьбу Камбуджи, по меньшей мере, в некоторой степени, внешних событий. И вероятнее всего это было связано с ростом империи Шайлендров, включавшей в себя к этому времени Суматру, Яву, Малайский полуостров и большое число островов Малайского архипелага. Найденные на территории соседнего государства Чампа эпиграфические надписи свидетельствуют о набегах яванцев на территорию Индокитая в 774 и 787 годах. В общем-то, не важно, были ли эти набеги пиратскими рейдами или же служили декларацией некоторого контроля со стороны Шайлендров или других яванских царей, бесспорным остаётся тот факт, что Ява имела политическое господство в Камбудже как минимум в конце VIII века. Есть прямые указания на какой-то конфликт между княжеством Самбхупура и империей Шривиджайя, развитие которого могла закончиться признанием сюзеренитета Шривиджайя.

Эти превратности относились, прежде всего, к прибрежным княжествам Камбуджи Воды. Камбуджа Земли пребывала в относительном спокойствии. Вскоре ей предстояло стать ядром могучей империи и центром великой цивилизации, первый правитель которой уже начал свой славный путь.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве