Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''История''




Закат Ангкора

Со второй четверти XIII века начинается закат кхмерской империи Камбуджадеша. После смерти Джаявармана VII, трон перешёл к его сыну, Индраварману II (1220 -1243) получившему в наследство процветающую страну. Казалось, ничто не угрожает этому положению. Как и его отец, Индраварман был буддистом и получил блестящее образование, но он был менее успешным полководцем и стратегом. В 1220 году кхмеры стали уходить из многих областей Чампы, а спустя три года, на восстановленный с согласия Индравармана трон Чампы, был посажен принц чамов. Это положило начало процессу обретения Чампой независимости и, несмотря на то, что крупных военных конфликтов между империей Камбуджадеша и Чампой больше не было, империя потеряла значительную часть своего экономического потенциала.

Экономический кризис разразился и в столичной области Ангкор. Стремительный рост населения в XI-XII веках потребовал здесь быстрого освоения земель для снабжения мегаполиса. Началась интенсивная вырубка лесов под посевы риса и очень скоро вся территория вплоть до Куленских гор была занята рисовыми чеками. Следствием вырубки лесов под нужды земледелия стало, с одной стороны, падение уровня реки Сиемреап, а с другой стороны, засорение каналов. Ливневые потоки, устремлявшиеся с гор в сезон дождей, несли массы песка и грунта, который оседал в протоках, заполняя их и приводя к заиливанию водоёмов. Сложная система водохранилищ и каналов, используемая и для орошения, и в качестве транспортной магистрали, всё чаще давала сбои, участились случаи небывалых ранее наводнений и засух в этом районе. К тому же, по причине усиленной эксплуатации земель без применения органических удобрений, плодородность почвы стала неуклонно падать. Этот комплекс проблем привёл к развитию дефицита продовольствия в областях, примыкавших к Ангкору, хотя в прежние годы стабильно удавалось собирать по три-четыре урожая риса в год, и довольно быстрому оттоку крестьян из района столицы. А поскольку крестьяне обеспечивали основные поступления налогов в казну, важнейший источник доходов и людских ресурсов стал на глазах истощаться.

С приходом к власти Джаявармана VIII (1243 - 1295) вновь усиливается значение шиваизма и, хотя во время его правления не отмечалось случаев острого противостояния, разграбления и закрытия буддийских храмов, в верхних слоях общества и в среде чиновничества буддизм отходит на вторые позиции. В то же время, в широких слоях населения, как в столице, так и на окраинах, продолжалось распространение буддизма тхеравады. Явное противопоставление тенденций в религиозной сфере, наблюдавшееся между властью и подданными, приводит к ослаблению империи, на окраинах всё заметнее начинают действовать центробежные силы. Увеличение налогов, призванное компенсировать уменьшающиеся поступления в казну, проводимая религиозная политика, идущая в разрез с чаяниями подавляющей части населения, ввергают империю в новую череду ослабляющих её крестьянских восстаний.

С внешней стороны, Камбуджадеше угрожали армии хана Хубилая под предводительством генерала Сагату, вторгшиеся в Чампу. Заведомо понимая бессмысленность сопротивления монгольскому нашествию, Джаяварман предпочёл платить ежегодную дань, бремя которой вновь легло на плечи крестьян. Часть основных сил армии, стоявшей на востоке против монголов, была отозвана на подавление восстаний, но военные силы империи были на пределе и этим воспользовались правители тайских княжеств, расположенных в верхнем и среднем течении реки Менам Чао Прайя. Баланс сил в этом районе был нарушен в середине XIII века, когда туда устремились, во главе с княжескими дружинами, переселенцы из государства Дали в Южном Китае, захваченного монголами в 1252-1253 годах. В ходе постоянных стычек кхмерские гарнизоны стали вытесняться из этих районов, и вскоре здесь образовалось первое тайское государство Сукотаи. С этого времени усиливается военное давление на империю с этого направления. Объединённые дружины тайских князей всё чаще осуществляют рейды вглубь кхмерской территории и в начале 90-х годов XIII века собирают довольно мощную армию. Хотя война окончилась для тайцев неудачно, она потребовала от империи Камбуджадеша значительного напряжения и подорвала её силы. Предшествовавшее обретение независимости государством Лаво, без сомнения указывало на необратимость процесса распада империи, которая уже тогда была недостаточно сильна для военного решения этого вопроса.

Религиозная конфронтация между правящей элитой и подданными не могла продолжаться долго, несмотря на относительно мирное сосуществование. Буддизм уже приобрёл характер массовой религии, вопросы образования были полностью отданы в ведение буддийских монахов. В соответствии с идеологией культа девараджи, предполагавшего сращивание двух ветвей власти, даже появились буддийские монахи-чиновники, а в характере ряда государственных церемоний, несмотря на реанимированный при дворе шиваизм, явно угадывались буддийские черты. Сохранялись храмы-мавзолеи, Байон по-прежнему оставался центром духовной жизни столицы и страны. Сохранился и сам культ девараджи в его буддийской интерпретации, а также династический миф. Буддизм стал распространяться за пределы Камбуджадеши, оказывая влияние на тайские и лаосские княжества. Всё развитие общества обусловливало дальнейшее распространение и усиление главенствующей роли буддизма. Это понимали при дворе, и в 1295 году победу одержала буддистская оппозиция, в результате дворцового переворота приведшая к власти Шриндравармана (Индраварман III), зятя Джаявармана VIII, который, будучи буддистом, принялся укреплять позиции этой религии и провёл ряд важных реформ. В частности, официальным языком империи стал пали, пришедший на смену санскриту. Возвращение на престол короля-буддиста быстро снизило социальную напряжённость и стабилизировало внутреннее положение. В целом, его недолгое правление характеризовалось развитием экономики и культурным ростом. Несмотря на большие территориальные потери, блеск и богатство империи поражали современников. В правление Шриндравармана, в 1296-1297 годах, Ангкор посетил китайский путешественник Чжоу Дагуань, оставивший подробные описания своей поездки. Повествование о роскоши королевских дворцов и храмов поражает даже сейчас, можно представить, какое впечатление они производили в то время. Благодаря Чжоу Дагуаню известен факт, что лики Байона первоначально были покрыты сусальным золотом. Неудивительно, что в эпоху Сун и Юань Камбуджадеша считалась благодатным краем, и многие китайцы перебирались туда работать, поэтому в создании барельефов Ангкор Вата принимали участие сотни китайских мастеров-резчиков.

Шриндраварман оставил трон в 1307 году, уйдя в монастырь. При неясных обстоятельствах власть перешла к Шриндраджаяварману (1307 - 1327), предпринявшему последнюю бескомпромиссную попытку реставрации шиваизма. Он поставил буддизм вне закона и начал преследование последователей этой религии. Храмы разрушались или перестраивались, бессчетное число статуй Будды были уничтожены. Его сын, Джаяварман IХ (1327 - 1336), продолживший дело отца, вызвал волну открытого сопротивления. Он был свергнут и убит, а его место, под именем Параматакемараджа (1336 - 1340), занял человек неблагородного происхождения, ставший основателем новой династии. Политический центр империи Камбуджадеша оказался полностью ослаблен, что спровоцировало окончательный распад империи.

Упадок в Юго-Восточной Азии носил общий характер. В XIII - XV веках, на месте многонациональных империй стали возникать феодальные государства, однородные по своему этническому составу. Такие процессы шли в Шривиджайе, Пагане, индонезийской империи Маджапахит. Камбуджадеша также не остаётся в стороне от этого движения. Цент государства формируется вокруг исконных кхмерских областей империи, расположенных в дельте и нижнем течении Меконга. Столица страны оказывается на окраине и возникает необходимость её переноса, продиктованная как соображениями безопасности, так и экономической ситуацией. В начале XIV века, районы между Тонлесап и Меконгом развивались более динамично, а северные соседи всё более усиливались. Но перенос столицы растянулся более чем на сто лет.

С образованием новой династии, разворачивается борьба за власть. Параматакемараджу в 1340 году сменяет на троне сначала его сын, Нирванапада (1340 – 1346), затем к власти приходит его брат Си Тхеан Реачеа (1346 – 1348), затем вновь победу одерживают сыновья Нирванапада, Лампонг Реачеа (1348 - 1352) и Сурьяванса (1352 – 1366). Непрекращающаяся ожесточённая борьба за трон, постоянная ротация государственного аппарата, предоставили возможность последним вассальным тайским и лаосским княжествам покинуть своего сюзерена. С приходом к власти Лампонга, внутренняя борьба пошла на спад, наметились значительные изменения в кхмерском обществе. Несмотря на междоусобицу и потерю всех завоёванных территорий, экономическое положение Камбуджадеши не только не ухудшилось, но даже укрепилось. Монархия приобрела более «демократические» черты, обратив свою милость не только к средним и мелким феодалам-чиновникам, но и к простому народу, почти совсем исчез культ бога-короля, вытесненный идеалами окончательно утвердившегося буддизма. Новые храмы стали менее пышными и небольшими, так как отпала необходимость строить огромные храмы в честь императоров, вернее их божественной ипостаси. Всё чаще они стали приобретать черты современных храмов, и строится из более дешёвого дерева, поэтому их количество заметно возросло. В хрониках того времени, Камбуджадеша непременно упоминается в сочетании с прилагательным «богатая» и это начинает раздражать соседей.

В 1351 году две армии нового крепнущего государства Аютия вторгаются на территорию страны, но быстро терпят поражение. Король Лампонг отменяет проводившуюся мобилизацию и распускает армию. Возможно, это была тактическая уловка тайцев, поскольку, сразу вслед за этим событием в пределы страны вторгается новая армия, осадившая Ангкор и в 1353 году захватившая его. Спустя четыре года король Сурьяванса уничтожает тайский гарнизон, но город находится в ужасающем состоянии и требует значительных средств на своё восстановление. В 1393 году войска Аютии вновь захватывают столицу. Только несколько месяцев спустя, армии под предводительством короля Самдеч Преу Понхеа (1394 - 1404) удаётся вытеснить из города и уничтожить большую часть гарнизона, а затем начать наступление по всей территории страны. Тайские войска были разгромлены окончательно, а эта победа позволила получить длительную передышку в войнах с тайцами. Но в 1430 году начинается новое вторжение тайской армии и год спустя, благодаря предательству, Ангкор вновь падёт.

Вопрос о переносе столицы становится безотлагательным. Район Ангкора, истощённый длительной эксплуатацией почв и страдающий от экономического упадка, сильно пострадал в результате двух предыдущих нашествий. Его восстановление было нецелесообразным и с экономической, и с военной точки зрения. Пномпень, расположенный на крупнейшей водной артерии страны приобретает всё большее стратегическое значение. Четыре рукава Меконга и Тонлесап, прорезающие город, обеспечивали надёжную транспортную сеть и служили естественной защитой города. Новый король, Понхеа Ят (1432 - 1467) вновь одерживает победу над войсками Аютии и вытесняет их за пределы страны, но судьба Ангкора уже предрешена. Король переносит свою резиденцию в район современного Пномпеня, а с 1443 года он становится новой столицей государства, здесь начинается дарение земель. Тем не менее, Ангкор не утрачивает своё религиозное значение и остаётся форпостом сил на западе страны. Вынеся уроки из последней войны, Понхеа Ят ещё больше укрепляет город, превращая его в мощную крепость с большим гарнизоном, способным противостоять огромным армиям тайцев.

Камбуджадеша вышла из тайских войн, закрепив границы и утвердив у себя новый тип социальной и государственной организации. Экономическое положение страны оставалось очень благоприятным. Тем не менее, она повторила ту же участь, что и многие другие великие цивилизации средневековья. В 1432 году Камбуджадеша официально прекращает своё существование, отныне приобретая современное имя Камбоджа.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве