Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники''




Выбор места строительства, устройство и символичность

Каждый из памятников Ангкора является уменьшенной копией мироздания: уступчатые пирамиды представляют собою гору Меру, обитель богов, стены являются горными цепями, а рвы - океаном. В то же время, памятники Ангкора демонстрируют невероятную поглощённость идеей ориентирования по сторонам света. Наблюдатель, стоящий в день весеннего равноденствия прямо перед западными воротами Ангкор Вата, может увидеть, как диск солнца встаёт точно над вершиной его центральной башни. Настолько идеально обеспечить решение подобной задачи могли архитекторы, обладающие астрономическими и геодезическими знаниями исключительно высокого уровня. В связи с этим невозможно не вспомнить, что у ведийских ариев наука астрономии, математики и календаря, входившая в число Веданг, считалась «глазом Вед», дающим ключ к пониманию устройства вселенной, хитросплетению мифов, метафор и парадоксов философии. Об удивительно высоком уровне развития астрономии в древней Индии говорят особые трактаты, описывающие десятки поразительно точных инструментов, сводивших к минимуму возможные погрешности измерений.

Несмотря на то, что многими исследователями предпринимаются попытки доказательства существование единого грандиозного плана строительства памятников Ангкора, все они остаются на уровне гипотез. В то же время, многие факты неоспоримо свидетельствуют о том, что строительство каждого храма готовилось самым тщательным образом, и согласовывалась с идеей вселенской гармонии. Прежде всего, астрономы определяли место строительства, которое должно было соответствовать эзотерическим целям. На выбранном месте архитекторы и первосвященники делали обширное «толкование пространства», размечая план таким образом, чтобы построенное сооружение было чётко ориентировано своими четырьмя входами по сторонам света, а диагонали квадрата, образующего основание, указывали на промежуточные точки.

Преобладание этой восточной ориентации храмов отчасти являлось своеобразным олицетворением культа солнца, свойственного многим древним цивилизациям. По мнению многих археологов, расположение главного входа почти всех храмов точно ориентировано на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния. В этот день, когда светило обладает наивысшей силой, процессии совершали прадакшины вокруг храмов, прославляя солнце и повторяя на земле небесную траекторию его движения.

Большинство памятников Ангкора соответствуют главному архитектурному типу храма-горы. Они представляют собой ступенчатые пирамиды, каждый ярус которых, подчиняясь законам пропорции, уменьшается в сравнении с предыдущим. Храмы-горы, воздвигаемые сначала на естественном, а позднее и на искусственном основании, своими формами были уподоблены мифической горе Меру, где, как верили кхмеры, пребывают боги, и вершина которой становится посмертным пристанищем их правителей. Пирамиды венчались одной или несколькими башнями, расположенными в шахматном порядке. Пять башен олицетворяли пять вершин священной горы. Архитектурные принципы древних кхмеров концентрировали и выражали мировоззрение целой эпохи, согласно которому каждый город являл собою модель мироустройства, воспринимавшуюся как обширная, защищённая горами вселенная, окружённая мировым океаном. Осью вселенной была гора Меру, что иногда подчёркивалось глубоким колодцем, пронизывающим пирамиду сверху вниз.

К началу XI века получили распространение крытые галереи, соединявшие между собой угловые святилища или окружавшие центральную группу, формировавшие внутренние дворики, подчёркивающие частный характер храма. Галереи прерывались по четырём осям гопурами, имевшими вид наддверных башен или павильонов. Кхмерские архитекторы превратили их в небольшие часовни, в каждой из которых, ровно посреди прохода, стояла статуя божества. Естественно, что такое расположение мешало проведению церемоний, и центральная дверь была дополнена двумя боковыми. Такое нововведение позволило размещать в храме статуи множества божеств, порою относящихся к разным религиям, не нарушая канонических трактатов. Часто галереи дополнялись крытыми колоннадами (двухнефные галереи), которые разделяли внутренний дворик на несколько частей или же служили для акцента на восточную ориентацию храма за счёт примыкавших к основному зданию дополнительных удлинённых в плане сооружений, за которыми закрепилось название «библиотек».

В части композиционного построения храмов, первоначально копировавших индийские образцы, кхмерские архитекторы оставили своих коллег далеко позади. Одной из их гениальных находок было широкое применение принципа зеркального отражения. Расположение перед храмами бассейнов, в которых отражались храмовые башни, позволяло получить полную идентичность с горой Меру, уходившей под землю на такую же глубину, какой была её высота. Активно использовался принцип перспективы, создающий эффект большего размера храма в сравнении с его натуральной величиной. Игра света и тени подчёркивала объёмные элементы фасада, длинные тени двойных колоннад создавали ощущения постоянного движения, а ригели дверей украшались тончайшей резьбой по камню, воссоздающей растительные орнаменты праздничных гирлянд.

С дальнейшим усилением в Камбодже позиций буддизма, способствовавшего утверждению традиции жизни в общине, храмы стали постепенно превращаться в монастыри, планировка которых подчинялась тем же принципам окружения храма концентрически расходящимися галереями. Традиционная пространственная компоновка сооружения в виде ярусов уступила место одноуровневой композиции, в которой идея постепенного возвышения реализовывалась в виде последовательности имевших разную высоту галерей, с доминирующим над всем храмовым комплексом центральным святилищем. Ось восток-запад всё более подчёркивалась, превращаясь в священную аллею, образованную сплошной анфиладой комнат и галерей, ведущей к сердцу храма. Некоторые ансамбли, такие как Прэах Кхан и Та Прохм, построенные по этому принципу, в поздние периоды подверглись перестройке, став жертвой бесконечного стремления к совершенству, но дополняемые всё новыми пристройками, они потеряли свою первоначальную гениальную простоту.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве