Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Орнаментация''




Орнаментация

Декор храмов стал торжеством кхмерского искусства, где архитектура являет собою воплощение ритуала. Не отвлекая внимание от общего замысла, от музыки линий и объёмов, декор подчёркивает и усиливает значение каждой детали, вместе с тем, не навязывая его. Мёртвая масса камня пробуждается в живой игре светотени в объёмных кружевах пышных орнаментов и ярко освещённая сцена открывает совместное представление архитектуры и скульптуры, которые достигают полной гармонии.

Ни один из памятников кхмерского зодчества не терпит пустоты, тут же заполняемой декоративной круглой скульптурой, пластически выражающей жизненную энергию своего творца. Удивительное великолепие и многообразие декора, которое в некоторых храмах столь обильно, что не оставляет нетронутой даже крохотный пятачок поверхности, тем не менее сохраняет потрясающее композиционное равновесие, дополняя и усиливая образное впечатление от памятника в целом. Декор никогда не воспринимается ни как неоправданный, лишённый смысла фон, ни как пресыщенная, безвкусная роскошь. Он и диктует, и воплощает стиль

Архитекторы и скульпторы были лишь обезличенными слугами, несущими ответственность за передачу культурного наследия. Их творения, созданные с невероятным талантом и самопожертвованием, остались безымянными. Воплощающие абстрактные понятия, они были объектом постоянного повторения, но стали благородным образцами искусства, порождающего не однообразие, но ритм.

В действительности, такое самоотречение было единственным возможным выходом для невероятно одарённых художников, чей труд и талант был самоотверженно принесён в жертву великой идее. До определённых пределов они были свободны, но с первой линией, выгравированной в камне, и до последнего движения резца мастера держали общий ответ за единый стиль, позволяя себе творческую свободу в самых незначительных деталях. Каждый имел свою определённую задачу и, если он видел её точно так же, как диктовал стиль, его точка зрения становилось ступенькой к достижению того уровня мастерства, при котором ему позволялось творить самостоятельно.

Но в действительности, кхмерские скульпторы были настроены слишком идеалистически для того, чтобы удовлетвориться несовершенством, естественным для бездарностей, они стремились к своим идеалам и воплощали их. Порою, великие художники проявляли себя в исключительных произведениях искусства, каким является Бантей Срей, созданный руками выдающихся мастеров, благословлённых сиянием гения. Но, по сути, эта жемчужина кхмерского зодчества открывает довольно простую мысль: декор был призван объединить очень небольшое число постоянно повторяющихся основных архитектурных элементов и мотивов в потрясающие воображение памятники высокой культуры. Эволюция декора связана только с характером каждого периода, и в зависимости от этого, находит себя в темах зарождения, цветения, зрелости или увядания.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве