Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Орнаментация''




Барельефы

Если кхмерский художник, постоянно направляемый концепцией и архитекторами, желал избавиться от контроля, ограничивающего его возможность выразить собственную личность, он обращался к барельефам, повествующим на темы истории и мифологии, иллюстрирующим эпические сказания или народные легенды. Побег от беспощадной сложности арабесок, если и не давал свободу эмоциональной оценке художника, по крайней мере, позволял выразить стремление к движению, к жизни, к природе. Барельефы, которые можно в некотором смысле уподобить фрескам, украшающим своды и стены христианских храмов, приходятся им братьями по духу, и были призваны оживить стены индуистских и буддистских святилищ.

Если исключить Баконг, где на верхнем ярусе пирамиды сохранились остатки барельефов, кажется, что до XI века кхмеры довольствовались их размещением только на перемычках или фронтонах, самыми выдающимися образцами которых стали тимпаны храма Бантей Срей. Впоследствии, преимущество размещения было чётко закреплено за фронтонами, иногда представлявшими единственную композицию, а порою совмещавшими несколько скульптурных групп. Несведущие в законах проекции и перспективы, кхмеры использовали этот приём для обозначения следующих друг за другом сцен, размещая внизу ту, что занимала передний план. Совершенно уникальные барельефы Бапхуона, размещённые на узких участках стен, образуют последовательность небольших панно, сюжеты которых, хотя и отдают дань уважения «Рамаяне» и «Махабхарате», тяготеют к изображению повседневных сцен жизни.

В противоположность Бапхуону, в Ангкор Вате несколько тысяч квадратных метров стен протяжённой внешней галереи первого яруса украшают огромные композиции, гармонично сочетающиеся с возвышенной строгостью всего ансамбля. Без перерыва, без малейшего пробела поверхность камня покрывают обширные сцены или отдельные композиции, в зависимости от характера повествования, либо отражающие кипение жизни, либо наполненные строгими, стилизованными изображениями.

Наконец, барельефы Байона, по крайней мере, во внешней галерее, открывают несметное количество изображений сцен повседневной жизни и иллюстраций страниц истории. Эти рельефы, выполненные в большом формате и свободном стиле, предоставляют много полезной информации об обычаях древних кхмеров, многие из которых мало отличаются от бытующих в сегодняшней Камбодже. Как и в Ангкор Вате, они расположены в части храма, открытой для народа, которому они и предназначались. Именно здесь художники, вдохновлённые идеей культа девараджи, но всецело отождествляющие себя с народом, используют пропагандистскую силу искусства, пытаясь воодушевить его, поднять до своего уровня.

Обсуждая тему барельефов, невозможно обойти молчанием выразительные образы «Террасы слонов» в Ангкор Тхоме, относящиеся к стилю Байон. В разворачивающейся на протяжении почти четырёхсот метров единой картине, эти животные, выполненные в почти натуральную величину, предстают в бытовых, охотничьих, военных сценах. Порою, среди них неожиданно появляются герои мифов или народного фольклора. Некоторые скульптуры (мальчик на лотосе, сражающиеся воины) почти вынесены за пределы общей композиции, создавая тем самым невероятно яркое впечатление реальности происходящего. Верхняя часть террасы, служившая основанием лож короля и высших сановников, поддерживается мощными фигурами Гаруд, подобно атлантам, несущих недосягаемую для простых смертных небесную сферу. Ближе к восточной части террасы выступает единая с ней терраса «Прокажённого короля», где горельефы женских фигур, расположенные вдоль стен тремя непрерывными фризами, поражают своею увековеченной красотой, великолепными украшениями и многообразием нарядов.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве