Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Орнаментация''




Мифологические существа

Мифологические существа: ангелы дэваты, духи воздуха или воды апсары, грозные стражники дварапалы, - являются постоянными героями барельефов. Изображаемые по отдельности или группами, они располагаются на лицевых или боковых поверхностях стен, но почти всегда укрыты в нише.

Небесная природа дэватов лучше всего предстаёт при их изображении анфас. Чаще всего они украшали выступающие части элементы зданий, а в XII веке стены залов и галерей. Ангкор Ват изобилует их изображениями, привлекающими внимание очарованием неизменной спокойной, мягкой улыбки. Свежая энергия их юных полуобнажённых тел, изящные и грациозные жесты гибких пальцев, держащих бутоны лотосов или играющих стеблям цветов, отвлекает взгляд от их немного неуклюжих ног, всегда изображавшихся очень по-детски, в профиль. Что чрезвычайно странно, поскольку почти полутора столетиями ранее, потрясающие скульптуры Бантей Срея выполнялись с естественным расположением ступней. Фигуры дэватов украшены великолепными драгоценностями. Их саронги, причёски, короны и диадемы (макуты) выполнены почти с ювелирной точностью и поражают разнообразием рисунков и форм.

Сцены обрядовых танцев, имевшие громадное значение в ритуале поклонения девараджи, должны были присутствовать в декоре храмов, но это могло произойти лишь при условии, что скульпторы имели возможность отойти от изображения статических поз и передать движение. Но, хотя танцевальное искусство кхмеров способно выразить весь спектр человеческих чувств, апсары, эти небесные танцовщицы, услаждающие взоры богов, всегда воплощались в камне в одной и той же позе, изображающей полёт, отличие состоит только в жестах рук. Сложно поверить, но их стилизация доведена до крайности и использование шаблона в данном случае очевидно.

Обычно меньшие по масштабу, чем фигуры дэватов, они выстроены в линию, как на рельефах Прэах Кхана или изображаются по двое или по трое, как на колоннах Байона. Тысячи апсар, одетых лишь в лёгкие такни, охватывающие их бёдра развивающимися шлейфами, украшены драгоценностями и сверкающими головными уборами. Неизменно изолированные от мира цветами лотоса или свободно парящие в воздухе, они воплощают божественную радость.

Стоящие фигуры дварапалов, вооружённых копьём или дубиной, украшают пилястры, обрамляющие вход в некоторые храмы, такие как Прэах Кхан. Их цель состоит в том, чтобы держать зло на расстоянии, но грозный характер дварапалов обычно отражает наивное представление об ужасном оскале и безжалостном взоре. Иногда укрытые в нишах на углах прасатов, они изображаются в виде могучих мужчин, которые могут быть дерзкими, как дварапалы Прэах Кхана или элегантными, словно воины Бантей Срея.

Изображения этих существ нехарактерны для Ангкора. Но даже единственное из них, обнаруженное на стенах Та Прохма, не даёт покоя многим учёным, которые не в силах объяснить и не в состоянии опровергнуть эту загадку. Речь идёт об очень достоверном изображении стегозавра, родственники которого жили 145 миллионов лет назад. Впервые об этом феномене упоминает в своей книге авторитетный исследователь, сотрудник Французской школы Дальнего Востока Жак Клод, проработавший в Камбодже около 9 лет. Подлинность рельефа ни у кого не вызывает сомнения, споры идут о самом объекте. Скептики считают его буйволом, позади которого виднеются горы, либо он несёт на своей спине какой-то груз. Часть из них выдвигает вовсе нелепую гипотезу о художественной реконструкции изображения животного, скелет которого древние кхмерские археологи якобы обнаружили при строительстве храма. Для большинства же людей небольшой, размером с ладонь, медальон является зримым доказательством тайны и само его существование, возможно, гораздо более удивительно, нежели разгадка головоломки.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве