Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Орнаментация''




Перемычки

В ранние периоды, когда прасаты строились из кирпича, из песчаника делались только боковые колонны и наддверные перемычки, подвергавшиеся дополнительной скульптурной обработке. В святилищах IV - V веков чувствуется влияние деревянного зодчества, своим пластическим оформлением они напоминают южноиндийские образцы. Перемычки являли собой ряд небольших арок, расширенных несколькими медальонами. Основанием арок служили макары, морские чудовища с телом дельфина и крокодильей пастью. Со временем, макары уступили место чистым растительным мотивам. Листва, в свою очередь, превращает арку в настоящую пышную ветвь, поддерживающую расположенные выше элементы декора. В стиле Кулен в этой ветви снова возникают макары. Приблизительно в то же время на перемычках появляется заимствованная в искусстве яванцев голова Кали, располагавшаяся в её верхней части. Этот ужасный образ представляет собою тёмную и яростную ипостась Парвати, темную Шакти и разрушительный аспект Шивы как времени, стирающего всё. Центр скульптурной композиции могло занимать также изображение Вишну, восседающего на Гаруде.

В классическом искусстве Камбоджи тема пышно зеленеющих ветвей разрабатывается с невероятным усердием. Они могут быть прямыми и круто изогнутыми, порою делятся на четыре ветви, начинающиеся от центральной фигуры орнамента, обычно возвышающейся над головой Кали. Их чётко выделяют на фоне резной листвы и завитков растительного орнамента. Часто ветви изрыгаются львами или макарами и завершаются несколькими многоголовыми нагами. Перемычки стиля Прах Ко, относящегося к IX веку, украшаются орнаментом, включающим множество мелких фигурок, что делает их самыми любопытными из всех. Эти перемычки делались особо высокими и увенчивались дополнением в виде небольшого фриза.

В XII столетии находят распространение перемычки, на которых ветви неоднократно прерываются. Затем этот мотив исчезает полностью. Вертикальная ось становится осью симметрии, а орнамент формируется из очень длинных тонких узорчатых листьев, распускающихся из широких колец. Голова Кали оказывается в самом низу.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве