Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Королевский дворец''




Прэах Питху

Годы строительства:

начало XII века

Религия:

индуизм, затем буддизм

Король:

Сурьяварман II (Парамавишнулока), Джаяварман VIII, Шриндраварман

Стиль:

Ангкор Ват, Байон

Расчистка:

Коммай в 1908, Маршаль в 1919 - 1920 гг.

Анастилоз:

Не применялся

Продолжительность визита:

около часа

Время визита:

Во второй половине дня

Объединённые общим названием Прэах Питху, эти пять небольших памятников и террас расположены на самом севере дворцовой площади, точно напротив храма Теп Пранам. Расположенные довольно беспорядочно, они очень разрушены, но их высокие цоколи и то, что осталось от их стен, демонстрирует великолепное мастерство и позволяет им по достоинству войти в число лучших произведений кхмерского искусства, относящихся к классическому периоду.

Прямо у дороги находится элегантная крестообразная двухуровневая терраса, увенчанная широкой балюстрадой нагов, которая ведёт к первому храму этой группы. Её ступенчатые карнизы поддерживаются рифлёными колоннами.

Песчаниковые стены внешней ограды храма очень необычно завершаются имитацией сводов галерей. Они образуют внутренний двор размерами около 40 на 45 метров. С запада и с востока стены прорезают входные гопуры, оставшиеся незавершёнными.

К святилищу, расположенному на богато орнаментированной трёхъярусной пирамиде с общей высотой в 6 метров, ведут четыре осевые лестницы. Оно открыто на четыре стороны небольшими вестибюлями с двумя окнами. Внутри находится довольно внушительная линга, высотой около метра.

Стены украшены рельефами, с изображением деват. Если не обращать внимания на их ступни ног, представленные в профиль, они просто обольстительны. Их юбки украшает цветочный узор, ставший традиционным в стиле Байон.

Ниши, в которых расположены деваты, обрамлены изображениями танцующих апсар. На наддверной перемычке в стилизованном виде представлена легенда о пахтанье Молочного океана. Пилястры входов удивительным образом имеют целых шестнадцать граней, что делает их почти круглыми. Это очень необычно для архитектуры Камбоджи.

Второй храм расположен в нескольких метрах к востоку и окружён оградой размерами 28 на 35 метров. Песчаниковые стены на профилированном цоколе не имеют гопур, но лишь двери, обрамлённые довольно грубо выполненными пилястрами.

Святилище, очень напоминающее предыдущее, главным образом отличается размерами. Его стены были полностью покрыты барельефами. Деваты заменены дварапалами.

Пилястры остались незавершёнными, как и перемычка над южной дверью, изображающая стоящего на голове Кали Кришну. Северная перемычка посвящена мифу о пахтанье Молочного океана, а западная изображает тримурти: между Вишну и Брахмой, снова на голове Кали, танцует многорукий Шива.

Приблизительно в шестидесяти метрах к востоку расположен третий храм, ось которого на тридцать метров смещена к северу относительно первых двух храмов. Он продолжает и архитектурную идею, но расположен не за оградой, на четырёхметровой квадратной платформе, со сторонами приблизительно равными 40 метрам. Его профилированные стены по осевым линиям прорезают лестницы, украшенные львами. Вполне обычное двухъярусное святилище на невысоком цоколе не имеет никаких особых декоративных элементов и украшено лишь ложными окнами с балясинами. Незавершённое, оно могло быть построено в позднейший период и вероятно относилось к буддизму. По стенам святилища простирается двойной фриз будд с пылающими ушнишами. На восточной наддверной перемычке представлены ещё три образа Будды, окружённого творящими молитвы фигурами. Скорее всего, и фризы, и рельефы были изготовлены в ещё более позднее время, чем сам храм. В непосредственной близости были обнаружены очень интересные фронтоны, один из которых, изображающий сцену «Обрезание волос», то есть, отречение от мирской жизни, передан в хранилище памятников Французской школы Дальнего Востока. Двигаясь дальше на восток, вскоре можно оказаться у древнего бассейна, в который спускается лестница, охраняемая двумя скульптурами слонов.

Приблизительно в сорока метрах от второго храма в северном направлении расположен четвёртый храм, отличающийся от остальных отсутствием всяких внешних ограждений и стен. Двойной вестибюль подчёркивает ориентацию его главного входа на восток. Квадратное святилище более просторно, чем у других храмов этой группы и составляет около 3,8 метра по каждой стороне. Оно установлено на двойной профилированный цоколь и заключает в себе полутораметровую лингу. Рельеф внешних стен лишь намечен, но в нём угадываются основные черты стиля Ангкор Ват, на что также указывают орнаменты пилястр, имеющие элементы в форме лиры.

Наконец, всего в нескольких метрах к северу, на простом земляном валу стоит пятый храм, который, в отличие от остальных, скорее всего, был размещён здесь в период между строительством Байона и Ангкор Вата. Он состоит из двух зданий, связанных между собой вестибюлем. Западная сторона святилища запечатана ложной дверью. Пилястры богато украшены растительным орнаментом и заканчиваются птичьими головами. В комнате святилища, размерами 3 на 3,5 метра, с тремя ложными боковыми нефами, установлена линга, имеющая высоту 95 сантиметров.

Первое здание, размеры которого составляют 7 на 8 метров, почти полностью разрушено. На западной стороне всё ещё можно увидеть два боковых фронтона, обрамляющих примыкающий вестибюль. На северном фронтоне изображен Кришна верхом на Гаруде, одерживающий победу над демоном Баной, а на южном изображены три шага Вишну, которые он сделал в образе карлика Ваманы. Принадлежность храма, который своим видом очень напоминает дхармасалу, какой-либо из религий остаётся невыясненной.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве