Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Дворцовая площадь''




Терраса Слонов

Годы строительства:

конец XII в.

Религия:

Буддизм

Король:

Джаяварман VII (посмертное имя Махапарамасангатапада)

Стиль:

Байон

Расчистка:

Мескенан в 1911, Маршаль в 1916, Гролье в 1952, 1968-1971 гг.

Анастилоз:

не применялся

Продолжительность визита:

около получаса

Время визита:

в первой половине дня

Высокий, украшенный круглой скульптурой латеритовый цоколь дворца Джаявармана VII получил название террасы Слонов, поскольку изобилует изображениями этих животных и иллюстрациями способов их ловли. В своём нынешнем виде она располагается между входной группой Бапхуона и террасой Прокажённого короля, по длине занимая более 300 метров. Точно определить крайние точки затруднительно, ибо она не раз перестраивалась другими правителями. Вслед за изменениями рельефа, высота террасы меняется по длине, повышаясь от 1,5 метров на юге до 6 метров на севере.

Пятью платформами терраса выступает в сторону площади, причём три из них заметно доминируют. Южная платформа декорирована уже знакомыми по воротам Ангкор Тхома мотивами: трёхголовый слон Айравата опустил свои хоботы на лепестки лотоса. Сама по себе идея создания подобного элемента декора просто восхитительна, но скульптурное украшение пропилей южного крыла террасы Слонов сохранилось немногим лучше, чем у южных ворот города.

Эта же тема присутствует на двух лестницах средней части террасы, обрамляющих каскад ступеней главного входа. Как самая важная и внушительная часть сооружения, здесь она имеет собственные боковые стены, украшенные фризом в виде Гаруд, подобно атлантам несущим нависающий карниз. Следующий уровень лестницы также обрамлён стенами с аналогичным скульптурным орнаментом. Каждый новый уступ трёхкаскадной лестницы был отмечен фигурами грозных львов и окружён балюстрадой в виде нагов с Гарудами на капюшонах, явно соответствующих стилю Байон. Исключение составляют несколько скульптур нагов, относящихся к более раннему периоду.

Северная платформа террасы Слонов, вместо одной осевой, имеет пару крутых лестниц, расположенных симметрично. Дополнительная лестница расположена напротив террасы Прокажённого короля. Некоторая её часть орнаментирована скульптурами Гаруд и львов, стоящих в позах атлантов, а другую часть украшают барельефы, предоставляющие сцены спортивной борьбы, состязания колесниц и матчей пришедшего из Индии поло. Довольно легко перепутать львов с демонами, настолько необычна роль, которая им была отведена скульпторами.

Стену второго уровня платформы украшают симметрично расположенные скульптуры трёхголовых слонов, собирающих своими хоботами лотосы, а всю композицию увенчивает гигантский лотосовый бутон. Будучи самой высокой точкой террасы, вероятнее всего, именно он, служил королевской трибуной, на которую устанавливался трон.

Цоколь террасы опоясан высоким рельефом, переходящим порою в круглую скульптуру, которая делает его очень объёмным и живым. По всей длине здесь изображены фигуры слонов с оседлавшими их погонщиками, представленные почти в натуральную величину. Это подчёркивает реализм сцен охоты на этих животных, которая подразумевала, конечно же, их отлов для последующей дрессировки, а вовсе не убийство с целью добычи мяса или слоновьей кости. Цоколь поддерживает нависающий карниз с расположенной над ним балюстрадой нагов.

Верхняя поверхность террасы, с которой открывается вид на внешние стены и восточную входную гопуру королевского дворца, имеет два уровня. Ширина ближайшей к площади части составляет около 4 метров (10 хатов), а расположенной выше мостовой варьируется от 8 до 12 метров (от 20 до 30 хатов). Цоколь верхней площадки украшен скульптурами священного гуся Хамсы. Без сомнения, эта часть была занята деревянными павильонами, которые могли служить самым разным целям.

В северной части террасы можно видеть латеритовые блоки кладки, которые должны были облицовываться песчаниковыми плитами и украшаться барельефами. Раскопки, которые предприняли только в передней части этой кладки, показали, что контуры террасы Слонов изменились в результате её перестройки в более позднее время. В законсервированном раскопе находится скульптурная панель, выполненная в высоком рельефе, которая была всего лишь частью более древнего цоколя террасы. Она демонстрирует исключительные по своей выразительной пластике и технике исполнения образцы кхмерской скульптуры. Центральной фигурой является пятиглавая лошадь, укрытая многоярусными зонтиками. Её окружают апсары и охраняют свирепые асуры, вооружённые палками. Голубев и Фино выдвинули гипотезу о том, что здесь представлено изображение Авалокитешвары в образе божественного коня Балахи. На южной стороне лестничного марша раскопки позволили обнаружить скульптурные изображения Гаруд и львов, стоящих в позах атлантов. Они не просто прекрасно сохранились, но и находятся в полном согласии с мотивами передней части северной платформы. Это однозначно доказывает, что терраса перестраивалась в более поздний период.

У левой ноги пятиглавой лошади находится фигура мальчика на лотосе, изваянная почти с гениальным мастерством. Его выразительное лицо, оттопыренные ушки, красноречивая поза, демонстрирующая испуг, по-детски неуклюжая фигура, вызывали неподдельное восхищение. Даже трудно передать, насколько омерзителен недавно предпринятый в отношении скульптуры акт вандализма, в результате которого она оказалась обезглавлена.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве