Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Дворцовая площадь''




Терасса Прокажённого короля

Годы строительства:

начало XIII в.

Религия:

Буддизм

Король:

Джаяварман VII (посмертное имя Махапарамасангатапада)

Стиль:

Байон

Расчистка:

Мескенан в 1911 г., Маршаль в 1917 г., Гролье в 1968-1971 гг.

Анастилоз:

не применялся

Продолжительность визита:

около получаса

Время визита:

в первой половине дня

Терраса Прокажённого короля находится всего в нескольких метрах от террасы Слонов и имеет с ней один уровень, хотя и является совершенно независимым сооружением. Она представляет собой облицованный каменной кладкой курган диаметром около 25 метров и стенами высотой около 6 метров, напоминающий по форме редут или крепостной бастион. Его песчаниковые стены полностью покрыты высоким рельефом, чётко разделяющим поверхность стены на семь ярусов, верхний из которых почти полностью исчез. Впрочем, внешняя стена, подкреплённая изнутри латеритовыми блоками, теперь стоит практически независимо. Возможно, терраса была лишь частью более обширной композиции, которая включала в себя и бассейны, но позже подверглась реконструкции.

Начатые в 1911 году работы по расчистке, которыми руководил Жан де Мескенан (1883 - 1939), выявили на расстоянии двух метров от внешней стены ещё одну, барельефы которой полностью повторяли сюжеты наружной. Пустоты между ними были засыпаны обломками латерита и землёй. Расчищенный теперь коридор между стенами во многих источниках ошибочно называют «лабиринтом тысячи красавиц». Насколько не соответствует данное название ни назначению, ни символике террасы, станет понятно далее.

Тот факт, что строительство террасы Прокажённого короля шло в направлении с севера на юг, что вызывало явную необходимость органично вписать её в существующий ансамбль террасы Слонов, тот факт, что многие фигуры внутренней стены так и не были окончены, явно свидетельствует об изменении плана ещё на этапе строительства. Вызвано это могло быть как практическими аспектами, так и более глубокими, связанными с концептуальной религиозной символикой Меру. Барельефы террасы Прокажённого короля изображают семь ярусов невидимого подземного мира, уравновешенные семью ярусами небес.

Независимо от причин предпринятой перестройки, обе стены с навязчивой монотонностью изображают ряды различных фигур. Среди них угадываются персонажи легенд, такие как наги, Гаруды, кумбханды, населяющие подземные склоны священной горы, исполины с несколькими руками, вооружённые мечами и булавами, полуобнажённые апсары, одежда и мукуты которых воссозданы в стиле Байон. Утомлённые однообразием лабиринта, посетители практически не уделяют внимание внешней стене. В особенности интересна её северная часть, где изображены очень занимательные дворцовые сцены, трактуемые в совершенно ином духе. В частности, изображение шпагоглотателя и непредубеждённых средневековых модниц с боковыми шиньонами в волосах.

Войдя с южной стороны в узкий проход между стенами, посетитель попадает в лабиринт, где повторяются те же мотивы, что и на внешней стене террасы, но самый нижний фриз стены более многообразен. Среди изображений встречаются фигуры людей на различных животных, рыбы, крокодилы, крабы, черепахи. Долго находившиеся под многометровой защитой грунта, барельефы прекрасно сохранили даже самые тонкие детали. В конце лабиринта устроены ступени, позволяющие подняться на верхний уровень террасы.

В окружении трёх обезглавленных статуй воинов, держащих булавы в правых руках, «Прокажённый король» сидит в соответствии с яванской традицией, приподняв правое колено, в позе «королевского отдыха». Эта статуя установлена там, где была найдена. Возможно, это место соответствует его первоначальному положению. Сегодня оригинал, находящийся в Национальном музее в Пномпене, заменён точной копией, на которой уже не найти следов «проказы». Собственно, их невозможно обнаружить и на оригинале, где нет ничего, кроме нескольких пятен лишайника, весьма распространённого в этих местах. Его громогласная слава в значительной степени обязана литературной гиперболе, нежели историческим фактам. Несколько преувеличены и её художественные достоинства. Андре Миго (1892 – 1967) характеризует скульптуру так:

«...эта статуя, которую часто представляли как шедевр кхмерского искусства, работы очень посредственной. Формы ее вялые, лишенные характерности и выразительности».

И всё же, скульптура уникальна и её исключительность состоит в том, что она изображает абсолютно обнажённого человека, правда, со свойственной кхмерам целомудренностью, без демонстрации половых признаков.

На поверку, «прокажённый король», давший название террасе, оказывается не просто не прокажённым, но даже не королём. Если верить краткой эпиграфической надписи XV века, скульптура изображает Дхармараджу, в буквальном переводе с санскрита, «царя дхармы» или «царя учения». Это один из эпитетов Ямы, «царя мёртвых», «владыки смерти», верховного судьи в час суда. Густые завитки его волос, начинающиеся со лба и заканчивающиеся на спине, так же как и два «клыка» в уголках рта, по мнению Жоржа Кёдеса являются частью его личности и подчёркивают её демонический характер. По его мнению, терраса Прокажённого короля, с её семью подземными уровнями, населёнными мифическими существами, без сомнения является воплощением Меру. Любопытен факт, что в буддийской традиции кхмеров и тайцев место, расположенное к северу от дворца, до сих пор предназначено для проведения церемоний кремации царских особ. Это объясняет присутствие здесь бога Ямы.

Если от террасы Прокажённого короля пойти по тропинке, ведущей к северо-западу, она приведёт к большой статуе Будды из Теп Пранама. Этот путь избавит от необходимости снова спускаться по лестнице и обходить террасу по пыльной дороге.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве