Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Дворцовая площадь''




Прэах Палилай

Годы строительства:

середина XII – конец XIII вв.

Религия:

Буддизм

Король:

Джаяварман VII (посмертное имя Махапарамасангатапада), Джаяварман VIII, Индраварман III

Стиль:

Ангкор Ват, Байон

Расчистка:

Маршаль в 1918-1919

Анастилоз:

Глез в 1937-1938 гг.

Продолжительность визита:

около получаса

Время визита:

в первой половине дня

Начинающаяся позади Теп Пранама покатая тропа, идущая в северо-западном направлении, через 150 метров приведёт к подножию небольшой террасы, откуда можно увидеть статую Будды, входную гопуру и святилище храма Прэах Палилай, окружённого вздымающимися деревьями. Эти декорации создают особую волнующую атмосферу.

Крестообразная терраса, тридцати метров в длину и около восьми с половиной метров в ширину на её верхнем уровне, находится в прекрасной сохранности, что даёт ей полное право считаться одним из лучших образцов подобных сооружений с классического периода, когда широкие капюшоны семиголовых нагов имели утончённые линии и чётко взвешенные пропорции. С восточной стороны им предшествовали два дварапала, давно потерявших головы, и два припавших к земле льва, из которых сохранился лишь один.

Тротуар длиной 33 метра соединяет террасу с входной гопурой. Он окаймлён блоками из песчаника со скульптурными изображениями священных гусей. Тот же мотив присутствует на цоколе второго яруса террасы Слонов. Перед храмом возвышается ещё одна скульптура большого Будды, построенная в более поздний период. Её обнаружили в 1934 году среди переплетённых корней деревьев. Вместе с постаментом, высота статуи составляет около 3,5 метров. Поскольку его ушниша, так же как и у статуи Будды из Теп Пранама, охвачена пламенем, можно предположить, что обе статуи пыли изготовлены в тот же период времени.

Квадрат двора очерчивают латеритовые стены длиною по 50 метров с каждой стороны. Вопреки обычаю, всегда существовала только одна гопура, с западной стороны вход во двор отсутствовал, с севера и юга имелись две небольшие двери. Перед восстановлением в 1937 году, гопура представляла собой почти полностью разрушенное зыбкое и шаткое строение, что было следствием всё тех же проблем, которые существуют для памятников Ангкора. Благодаря стараниям Мориса Глеза, ныне она предстаёт в виде крестообразной тройной гопуры с элегантным силуэтом и стройными пропорциями. Гопуру венчает квадратная башня с профилированными сводами и двойными фронтонами над главным входом.

Основной интерес представляют именно фронтоны, изображающие сцены с буддистской тематикой, которым удалось избежать печальной участи многих барельефов, пострадавших от рук иконоборцев. На восточной стороне северного крыла гопуры изображена сцена из Палилейяка сутра, кхмерской и тайской версии буддийского канона Трипитака, которая повествует о днях, когда Будда оставил город Косамби и уединился в лесу Парилейяка, найдя себе приют между корнями дерева. Учениками Будды стали животные и птицы, среди которых были обезьяна, принесшая ему сотовый мёд и слон по имени Парилейя, окруживший учителя нежной заботой. Вероятно, именно эта легенда, описанная в сутре, дала название храму. С западной стороны изображён Будда, принимающий подношение от деревенской девушки по имени Суджата, после чего он нашёл «срединный путь» и достиг просветления. А на фронтоне размещается сцена усмирения слона Налагири, одурманенного двоюродным братом Будды, завистливым Девадаттой.

Песчаниковое святилище имеет пятиметровую квадратную комнату, которая открывается на четыре стороны, как большинсaтво подобных сооружений. Оно стоит на трёхъярусном цоколе, достигающем общей высоты в 6 метров.

Прорезанные по каждой оси лестницами с промежуточными площадками, ярусы террасы очень сильно разрушены, как и вестибюли святилища. Это очень прискорбно, поскольку их орнаменты близки стилю Ангкор Ват в период расцвета классического искусства в первой половине XII века. На этом основании стоит очень высокое, напоминающее трубу святилище, совершенно не характерное для кхмерской архитектуры. Сложенное из уже использованных блоков, это сооружение, естественно, было возведено гораздо позже и могло использоваться как каркас для деревянной облицовки.

Богато декорированные растительным орнаментом двойные наддверные перемычки служили опорой каменной кладке над ними. Их пришлось заменить железобетонными перемычками над северной и западной дверью, поскольку они полностью раскололись под тяжестью камней. Большая статуя Будды находится в западном коридоре, а вблизи можно обнаружить торс стоящего Будды прекрасной работы.

Некоторые прекрасные образцы скульптуры с фронтонов храма были переданы на хранение в хранилище памятников Французской школы Дальнего Востока в Сиемреапе, а какая-то их часть размещена вокруг храма. Некоторые произведения имеют буддийскую тематику, другие посвящены брахманским богам. Со стороны двора, по бокам входной гопуры, находятся изображения Индры на Айравате, и сцена бесполезной попытки демона Мары и его армии одолеть Будду. Подобный синкретизм никогда не был редкостью для искусства народа Камбоджи. Но если изображениям Будды в Прэах Палилае удалось избежать уничтожения во времена правления исповедавших шиваизм преемников короля Джаявармана VII, это, скорее всего, произошло не по причине особой их художественной ценности. Близость Прэах Палилая к монастырю Теп Пранам, имевшему официальный статус и находившемуся прямо у стен королевского дворца, могла наделить эти барельефы частью иммунитета, которым его наделил великий король Яшоварман I.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве