Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Периодизация и стили''




Периодизация и стили

Периодизация памятников кхмерской архитектуры и скульптуры стала возможна благодаря скоординированной совместной работе учёных, специализирующихся в различных областях: археологии, истории, филологии, эпиграфике, искусствоведении. Изучалась развитие и видоизменение, классифицировались различные элементы скульптур: одежды, причёски, украшений. В архитектуре исследовались технические приёмы строительства и используемые материалы, развитие сложных форм, например, надстроек и перекрытий, декорирование различных элементов конструкций: ригелей, пилястр, колонн, фронтонов. Изучение эпиграфических надписей обеспечивало точное датирование произведений искусства в соответствии со своеобразными «реперными точками», обусловленными наличием абсолютно достоверно датируемых памятников или скульптур.

Результаты совместной многолетней работы, обобщённые в трудах Филиппа Штерна и госпожи де Кораль-Ремюза, позволили вполне чётко выделить ряд этапов развития архитектуры и скульптуры Камбоджи, которые принято ассоциировать с наиболее характерными для него памятниками. Традиция происхождения названия стиля от названия сооружения может показаться довольно странной и неудобной, способной внести путаницу и к тому же недостаточно точной. В некотором смысле, это действительно соответствует истине, но существует ряд аргументов, не позволяющих отказаться от устоявшегося порядка. Во-первых, сами образцы кхмерского искусства, за редким исключением, не существуют в чистом виде. На естественную эволюцию в рамках одного стиля может оказать влияние множество внешних факторов, например, опробование скульптором нового технического приёма или орнамента, или же возврат к прежним, более отработанным или удобным. Во-вторых, известны примеры пересечения стилистической хронологии, когда, например, в X - XI веках одновременно имели место стили Бантей Срей, Кхлеанг и Бапхуон. С другой стороны, стиль определяется целым набором признаков, и отсутствие или искажение одного из них может всего лишь затруднить определение стилевой принадлежности и датировки, но не исключить их. Это относится, в том числе, и к субъективным причинам, связанным с проявлением самовыражения художника, и к объективным, связанным с техническими приёмами или традициями определённой мастерской. Даже с учётом того, что смена стилей происходила с устойчивой средней периодичностью в 50 лет, метод позволяет датировать произведения искусства с достаточно высокой точностью. Несмотря на все неудобства и недостатки, предложенный подход давно устоялся и вряд ли будет когда-либо пересмотрен. Напротив, идёт постоянная работа по его развитию, уточнению и корректировке.

Общая структура стилевой периодизации в целом соответствует основным вехам истории Камбоджи, благодаря чему общепринятым стало разделение на доангкорский, ангкорский и послеангкорский периоды. Строго говоря, периодизация ограничивается стилем Байон, завершившим период великой Ангкорской империи, любые произведения более позднего времени, выпадающего за его рамки, обобщённо относят к послеангкорскому периоду. В это время в регионе Ангкора не велось значительное строительство, но данный факт не означает, что прекратилось развитие кхмерского искусства вообще.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве