Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Периодизация и стили''




Доангкорский период

Доангкорский период представлен пятью стилями, в том числе, Пном Да, обособляемом некоторыми искусствоведами. Этот этап знаменует собой сотворение мира кхмерского искусства, в его продолжение многие талантливые личности утверждаются в творчестве, в то же время, оставаясь под мощным влиянием индийского искусства.

Ещё не сформулированы постулаты культа девараджи, но художественные произведения этого периода закладывают фундамент скульптурной символики, создают архитектурные формы, затем использованные и усовершенствованные. Ритмический строй скульптурных изваяний явственно свидетельствует об индийском влиянии, но в них, наряду с местными этническими чертами, выражена образная одухотворённость, логическая осмысленность и функциональная собранность. Кхмерские скульпторы освоили особые приёмы обработки местных материалов, выработали общие принципы образного представления и постановки фигур. Круглая скульптура отличается выделением свободного силуэта в пространстве, изысканностью исполнения, анатомической точностью и естественной пластикой форм.

Стиль Пном Да

Период: 514 - 600 годы.

Религия: буддизм, брахманизм.

Скульптура: эволюция характерного для индийского искусства горельефа в тип свободно стоящей скульптуры. Произведения характеризуются сочетанием заимствования сюжетов и ритмического строя индийской скульптуры с кхмерскими этническими чертами и вновь открытыми особенностями постановки композиции. В конструктивном смысле, массовое распространение получили элементы и приёмы, обеспечивающие устойчивость статуй: стилистически оправданные поддерживающие арки, складки одежды, всевозможные атрибуты, присущие определённым божествам.

Архитектура: образцы архитектуры стиля Пном Да практически не сохранились. В Ангкор Борее обнаружены остатки кирпичной террасы, сооружённой в период существования государства Бапном. В провинции Прейвэнг обнаружены развалины храмов группы Прэах Зет Ток, группа храмов Сонхас, Кук Трапенг Кук и Прасат Пхум Прасат, который, по-видимому, был перестроен в более поздний период. Другие постройки, относящиеся к VI – VII векам, в Камбодже не найдены.

Стиль Самбор Прей Кук

Период: 600 – 650 годы.

Религия: индуизм, культы Вишну, Шивы и Харихары.

Скульптура: лишена присущего индийской традиции эротизма, характеризуется весьма целомудренным отношением к вопросу демонстрации сексуальности. Но одновременно, в соответствии с религиозно-мифологической сутью божественных образов, моделируется с явно выраженным чувственным началом, что особенно справедливо по отношению к женским образам. Для украшения храмов типично использование барельефов, в том числе в виде валют по греко-римскому образцу.

Архитектура: основным архитектурным типом построек является прасат. Эти святилища строятся либо в виде отдельно стоящих зданий, либо в виде группы из трёх или пяти сооружений. Скульптурной отделке подвержены такие элементы, как колонны, пилястры, наддверные перемычки, фронтоны и вставные декоративные панели. Обычно прасаты имеют в плане восьмиугольную, прямоугольную или квадратную форму.

Характерное сооружение: Самбор Прей Кук.

Стиль Прей Кхменг

Период: 635 – 700 годы.

Религия: шиваизм и буддизм. Эпиграфическая надпись, датируемая 664 годом, упоминает о тхераваде, бюст бодхисатва Авалокитешвары обнаружен в Ангкор Борее, а его статуя в Ратьзя (юг современного Вьетнама). Это неоспоримо свидетельствует о приверженности в части населения Камбоджи буддизму уже в тот период времени.

Скульптура: практически отсутствуют дошедшие до наших дней образцы. Обнаруженные произведения всё более отдаляются от индийских образцов. Продолжается развитие темы создания опорных точек для поддержки статуй, своеобразных «контрфорсов». По-прежнему в композициях присутствуют поддерживающие арки.

Архитектура: этот стиль является определённой модификацией стиля Самбор Прей Кук, с которым он неразрывно связан.

Характерное сооружение: Прей Кхменг.

Стиль Прасат Андет

Период: 657 – 681 годы.

Религия: шиваизм, культ линги, культ Харихары

Скульптура: канонизированные элементы индийской скульптуры подверглись коренной творческой переработке. В творчестве местных мастеров создана оригинальная кхмерская Рсимволика, разработаны самобытные декоративные и пластические решения. Апогей культа Харихары. Огромное количество статуй мужских божеств.

Архитектура: стиль не имеет ярко выраженных особенностей архитектурного декора и является прямым наследником достижений предшествовавших стилей.

Стиль Кампонг Прэах

Период: 706 – 800 годы.

Религия: индуизм.

Скульптура: отличается невероятным многообразием технических приёмов в передаче образов божеств, а также фактурной обработки элементов одежды, украшений, атрибутов, причёски и различных деталей. В барельефах находит своё отражение яванское влияние.

Архитектура: всё большее распространение приобретают храмы-горы.

Характерное сооружение: Кампонг Прэах, Трапеанг Понг, Ак Ём.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве