Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Периодизация и стили''




Ангкорский период

Ангкорский период, продолжавшийся с IX по XIII век, совпадает со временем создания и достижения могущества кхмерской империей. Претерпевает коренное изменение принцип правления монарха, отождествляется божественное и светское начало королевской власти, материализовавшееся в создании культа бога-короля. Градостроительство, архитектура и скульптура получают мощный импульс и одновременно всецело подчиняются новой идее. Приобретает законченные черты главный архитектурный тип культовых построек, храм-гора, воплотивший космологическую идею. Храмы-горы, возводимые в центре столичных городов, уподоблялись священным вершинам мифической Меру, являя собою не просто их географический центр, но ось, вокруг которой вращалась и жизнь империи, и жизнь всей вселенной. Триединство религиозной, светской и экономической трактовки этого символа является главной особенностью кхмерской культуры ангкорского периода.

Постепенное развитие кхмерского искусства приводит не только к нарастанию и усложнению отдельных мотивов в архитектуре и орнаментации, но проявляется в едином сплочении всех форм. Кульминация искусства зодчества Ангкорского периода выливается в гениальный шедевр Ангкор Ват и обретший полную завершённость градостроительный ансамбль Ангкор Тхом.

Стиль Кулен

Стиль возникает как переходный, беря своё начало в доангкорском периоде и выйдя из обихода ангкорском. В течение всего нескольких лет Джаяварман II объединяет страну и объявляет независимость от империи Шривиджайя. Впервые в районе Ангкора возводится один за другим два столичных города. Сначала, чуть восточнее современного Сиемреапа, основывается Харихаралайя, а вслед за ней в Куленских горах строится Махендрапура.

Период: 825 - 875 годы.

Религия: индуизм, шиваизм, зарождение культа девараджи.

Скульптура: статуи становятся всё более формализованными и всё менее естественными. Анатомические пропорции заметно искажены по причине удлинения некоторых частей тела, раздвоенной груди, рук и резких очертаний лица. Масса статуи сбалансирована с главной опорой на левую ногу, правая чуть выдвинута вперёд. Поддерживающие арки теряют своё значение. Широкое распространение получают головные уборы, в основном, в виде митр, скромно напоминающих об индийском влиянии, и открыто указывающих на символы королевской власти.

Архитектура: характерны кирпичные святилища, декорированные лепниной и резьбой по штукатурке, большинство из них являются отдельно стоящими сооружениями. В этот период продолжено формирование и совершенствование архитектурного типа храма-горы. Особенности исполнения некоторых элементов архитектуры и декора испытывали на себе явное влияние искусства Чампы (храм Дамрей Крап) и Явы.

Характерные сооружения: Прасат Дамрей Крап, Прасат Руп Арак, Прасат Неак Та, Арам Ронг Чхен (в Куленских горах).

Стиль Прэах Ко

Период: 875 – 895 годы.

Религия: индуизм, шиваизм, окрепший культ девараджи.

Скульптура: техника резьбы по штукатурке достигает невиданных высот. Глубокий рельеф отличается затейливой игрой роскошных арабесок, особо выделяющихся на более простом фоне. Песчаниковые барельефы впервые появляются в Баконге, открывая эпоху фресок, носящих повествовательный характер. Скульптура остаётся резко стилизованной и отличается несколько грубоватым пластическим выражением. Появляются первые образы орнаментации, включающей образы Гаруд, нагов и различных божеств.

Архитектура: при строительстве храмов ещё широко используется кирпич, поэтому Рулуос и Баконг становятся первыми из дошедших до нас примерами каменных храмов-гор и истории кхмерской архитектуры. Прэах Ко представляет собой группу из шести кирпичных башен, поднятых на террасу.

Характерные сооружения: Прэах Ко, Баконг, Лолей (Рулуос).

Стиль Бакхенг

Этот период характеризуется очень важным событием в жизни Ангкорской империи. Король Яшоварман I (889 – 900) основывает первую столицу в районе современного Ангкора и называет её Яшодхарапура. Центром столицы становится естественный холм, высотой 65 метров, на котором воздвигается государственный храм королевской линги – Пном Бакхенг.

Период: 893 – 925 годы.

Религия: индуизм, культы девараджи и тримурти (Брахма, Вишну, Шива).

Скульптура: стиль представляет собой важную веху в эволюции кхмерского искусства. В скульптурных изображениях явственно ощущается неукротимая сила молодой империи. Происходит полный отход от индийского иконографического влияния. Пластическим формам становится свойственна геометрическая чёткость и строгость линий, особенно в передаче лица, черты которого в значительной мере идеализированы. Позы статуй становятся застывшими и строго фронтальными. Резьба приобретает всё больше стилизованных элементов и становится всё более глубокой и объёмной. Всё чаще используется песчаник, обработка которого, благодаря особенностям самого материала гораздо менее трудоёмка и точна.

Архитектура: храмы-горы становятся всё значительнее, но пока что за счёт из возведения на естественных возвышениях, таких как Пном Бакхенг.

Характерные сооружения: Пном Бакхенг, Пном Кром, Пном Бок.

Стиль Кох Кер

Король Джаяварман IV переносит столицу на 80 километров к северо-востоку от Ангкора в Кох Кер. Его столица, Лингапура, своими грандиозными размерами демонстрировала абсолютную власть девараджи.

Период: 921 – 945 годы.

Религия: индуизм, шиваизм, культ девараджи.

Скульптура: передающие силу и величие империи, статуи практически всегда массивны, строги и высокомерны. Подчинение великой идее заставляет скульпторов грешить против анатомических истин, их явная демонстрация могущества совершенно нехарактерна для кхмерского искусства. В то же время, жёсткие, статичные позы резко контрастируют с пышным ритмическим рисунком лиственного орнамента и энергичными персонажами резных перемычек дверей, относящихся к этому же стилю.

Архитектура: храмы-горы достигают грандиозных размеров, поднимаясь на высоту более 60 метров, как Прасат Тхом в Кох Кере, впервые построенный на искусственном холме. Входят в моду протяжённые предваряющие галереи, почти наверняка крытые крышами из гонта, которые обогащали и оживляли архитектурную композицию. Исключительный интерес представляют чрезвычайно сложные кирпичные барельефы Прасат Кравана.

Характерные сооружения: группа Кох Кер, Прасат Краван.

Стиль Пре Руп

Столица вновь переносится из Кох Кера в Ангкор.

Период: 944 – 967 годы.

Религия: индуизм, ренессанс буддизма махаяны, культ девараджи.

Скульптура: статуи приобретают подчёркнуто официальный, формальный характер, а для барельефов становится типично преимущественно фронтальное изображение. В декоре наблюдается тенденция к упрощению орнаментов.

Архитектура: дальнейшее развитие элементов и черт, свойственных предыдущему стилю. Впервые возводится буддистский храм Прасат Бат Чхум.

Характерные сооружения: Восточный Мебон, Пре Руп, Прасат Бат Чхум.

Стиль Бантей Срей

Стиль получил своё название от одноимённого храма, построенного высокопоставленным священнослужителем в честь Шивы и Умы. Это один из немногих храмов, возведённых по частному, а не государственному заказом. С полным правом он считается бриллиантом кхмерского зодчества.

Период: 967 – 1000 годы.

Религия: индуизм и шиваизм.

Скульптура: в полном единстве с духом индийских эпосов, орнаментация имеет богатый и несколько самоуверенный характер, также отражающий гениальное мастерство владения резцом и иллюстрирующий совершенство высшей стадии эволюции техники резьбы по камню. Декор наддверных перемычек проявляет признаки заимствования элементов более ранних стилей (Прэах Ко). Их композиция формируется вокруг нерегулярной центральной фигуры. Лица статуй сохранили ряд особенностей, свойственные стилю Кох Кер, в то же время, приобретя более тонкие черты.

Архитектура: в противоположность государственным храмам, отличающимся огромными масштабами, имеет очень скромные размеры, сохраняя те же пропорции.

Характерные сооружения: Бантей Срей.

Стиль Кхлеанг

Период: 965 – 1010 годы.

Религия: индуизм, буддизм.

Скульптура: помимо наметившейся направленности в сторону упрощения, в этом стиле присутствуют довольно незначительные изменения по сравнению со стилем Бантей Срей. Статуи также наследуют многие черты предшествующих стилей, но приобретают более грубую форму.

Архитектура: многие изящные детали отражают влияние стиля Бантей Срей.

Характерные сооружения: Прасат Кхлеанг, Та Кео, внешние стены и входные павильоны королевского дворца Ангкор Тхома.

Стиль Бапхуон

Период: 1010 – 1080 годы.

Религия: индуизм, шиваизм, буддизм.

Скульптура: стилю свойственно проявление новаторства, активный поиск совершенства и гармонии. Очертания тел гибки и элегантны, а лица выражают мягкость, но одновременно исполнены внутренней силы. Декор и насыщенная символизмом орнаментация украшают всё свободное пространство храмов. Одним из шедевров бронзовой скульптуры является статуя лежащего Вишну, поражающая как своими художественными достоинствами, так и демонстрацией высочайшего уровня технологического развития, позволявшего отливать статуи такого огромного размера.

Архитектура: источниками творческого вдохновения зодчих становятся все предыдущие стили, что ярко иллюстрирует пример Бапхуона.

Характерные сооружения: Бапхуон, Западный Мебон, Ват Ек (провинция Баттамбанг).

Стиль Ангкор Ват

Период: 1100 – 1175 годы.

Этот стиль становится апогеем классической эпохи, расширяя и укрепляя наиболее значительные достижения стиля Бапхуон и блистая всеми гранями чистейшего совершенства. Он ставит себе на службу гармонию, композицию, чувство строгого равновесия, научные достижения эпохи, безупречное владение техниками, технологиями и материалами.

Религия: индуизм, шиваизм (в период правления Сурьявармана II).

Скульптура: преодолев благостное настроение, охватившее скульпторов, творивших в стиле Бапхуон, скульптура возвращается к застывшей фронтальной позе, в то же время, достигая новых вершин мастерства в исполнении деталей. Это диалектическое развитие отражает консервативный характер художественных приёмов определявших эталон кхмерской скульптуры того периода с одновременной попыткой использования накопленного опыта, ставшего следствием новаторских исканий на предыдущей стадии.

Архитектура: апогей архитектуры, воплотившийся в Ангкор Вате.

Характерные сооружения: Ангкор Ват, Бенг Меалеа, Бантей Самре, Тхомманон, Чхау Сай Тевода , Ват Пху (Лаос), Пхимаи (Таиланд), Пном Чхисо и Прэах Вихеар.

Стиль Байон

Зарождение эры буддистского искусства, тематика которого начинает преобладать в общей массе произведений, несмотря на то, что индуизм неохотно уступает свои позиции. Это монументальный стиль, свидетельствующий об окончательном возвращении в лоно реализма.

Период: 1177 – 1230 годы.

Религия: преимущественно буддизм махаяны.

Скульптура: иконография становится разнообразной, приобретает большое значение символизм, появляются первые барельефы с сюжетами повседневной жизни. С конца XII века в Ангкорской империи начинается расцвет портретного искусства. Моделями становятся многие царственные особы.

Архитектура: продолжает развиваться тема многоярусных храмовых комплексов, которые дополняются всё более и более сложными элементами и деталями. В градостроительстве приобретает глобальное значение мифологический сюжет, повествующий о сотворении мира. Балюстрады мостов Ангкор Тхома и Прэах Кхана обыгрывают тему пахтания Океана молока, когда боги и асуры тянут в разные стороны тело нага Шеши, обвившего своим телом гору Меру. Въездные ворота Ангкор Тхома создают стилистическую связь с уникальным по своей идее храмом Байон. Его центральная и пятьдесят четыре дополнительные башни украшены ликами бодхисатвы Авалокитешвары. Архитектура последних зданий этого периода становится настолько сложной, что замысел авторов просто перестаёт читаться за лесом деталей.

Характерные сооружения: Бантей Кдей, Та Пхром, Неак Пеан, Та ней, Та Сом, Прэах Кхан, Крол Ко, Бантей Тьхмар, Ангок Тхом, Байон.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве