Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Религия''




Религия

Без определённой подготовки разобраться в хитросплетениях религиозных воззрений, существовавших в древней Камбодже, почти невозможно. К невообразимо сложным индуистским верованиям кхмерами были добавлены собственные представления о богах и мироустройстве, ибо отношение к религии и культуре других народов всегда рассматривалось ими сквозь призму двух основных национальных черт характера: толерантности и самобытности. Появившиеся здесь на рассвете нашей эры две великие индийские религии - брахманизм и буддизм – достаточно мирно сосуществовали друг с другом на протяжении сотен лет, оказывая равное влияние на все сферы социальной и духовной жизни. Но сами они подверглись таким изменениям, что правильнее говорить не о распространении их в Камбодже, а формировании на их основе местных вариантов буддизма и брахманизма.

Укоренение обеих религий, в сравнении, например, с христианством, шло ровно противоположным путём. Эти верования сначала распространились среди правящей элиты, затем, как олицетворение утончённой и изысканной культуры, между представителями среднего класса и уже вслед за этим проникли в глубины народной среды. Причина столь мощного влияния крылась в состоянии самого кхмерского общества, находившегося в то время на этапе распада родового строя. Колонизация значительно ускорила его развитие, подтолкнув к следующей ступени, но столь революционный путь имел и обратную сторону. Охватывающие практически все области знаний, всеобъемлющие, полные философского смысла, очень не простые для восприятия даже широко образованного человека, индийские религии, в истинном их понимании, остались чуждыми подавляющему большинству верующих именно в силу своей интеллектуальности. По сути, кхмеры использовали лишь оболочку, существенно переработав смысл индийских концепций, значительно расширив первоначальный пантеон за счёт местных богов, снабдив верования вполне осязаемым материальным смыслом и добавив изрядную долю прагматизма. Прекрасным примером является разработанный Джаяварманом II культ девараджи, который относился к исключительно кхмерскому божеству, возникшему на основе шиваистского тантризма, и одновременно преследовал практические цели укрепления авторитета королевской власти. О наличии сонмища других местных божеств также свидетельствуют и многочисленные эпиграфические надписи, делавшиеся в храмах по случаю установки божественных статуй. Культ девараджи также ярко иллюстрирует ещё одну сторону веротерпимости кхмеров, властители которых почти никогда не пытались навязывать подданным свои личные убеждения, а сам культ ограничивался придворными церемониями, хотя и выделявшимися невероятной пышностью и размахом.

Брахманизм и буддизм появились во многих регионах Юго-Восточной Азии практически одновременно, но до конца XII века буддизм уступал свои позиции в Камбодже, оставаясь на втором плане, пока Джаяварман VII не возвёл его в статус официальной религии. Сравнительно мирный характер отношения между двумя верованиями, конечно же, не исключал отдельных проявлений фанатизма. Так надпись на стеле Сдок Как Тхом, имея в виду начавшиеся выступления сторонников шиваизма, сообщает, что «король Сурьяварман I поднял войска против тех кто низвергал святые образы», а в самом начале XIV века, с восшествием на трон Шриндраджаявармана, была предпринята попытка насильственной реставрации шиваизма, закончившаяся восстанием. В то же время существует множество свидетельств об одновременном почитании Шивы и Будды, практически во всех буддистских храмах были установлены статуи вишнуитских и шиваистских богов.

Непонимание самих основ индуистских верований никогда не мешало кхмерам пользоваться плодами религий, даже колоссальные различия в культовой обрядовости не являлись для них особым препятствием. Впрочем, какие бы то ни было различия в религиозных церемониях, похоже, действительно воспринимались как нечто вовсе несущественное, ибо их невозможно отыскать даже в храмовой архитектуре. Не существует признаков, которые с достаточной уверенностью помогли бы подтвоердить или опровергнуть утверждение о посвящении того или иного храма определённой религии. Феномен кхмерской самобытности выражается также в отсутствии традиции строительства ступ, которые под разными названиями широко распространенны в Непале, Индии, Индонезии, Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Монголии, Китае, Вьетнаме и даже в России, но практически не встречаются в Камбодже. Но это не единственный пример адаптации индийских религий под местные традиции и условия, достаточно вспомнить, что кхмеры не восприняли насилие и жестокость, присущие некоторым индийским божествам, их скульптуры отличались оригинальным стилистическим решением, пластическими формами и иконографией, а индуистская мифология стала источником для создания собственного варианта «Рамаяны».

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве