Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Религия''




Индуизм

В XIX веке европейская наука открыла для себя колоссальный пласт духовного наследия народов Индии, получивший обобщённое название «индуизм», в котором религия играет роль органичной составной части. Тем не менее, индуизм невозможно свести только лишь к религиозным воззрениям, науке или философии, поскольку он составляет цельную систему знаний и норм, объединяющую невероятно обширные области науки и социальных отношений.

Возникновение индуизма как социально-культурного феномена связывают с хараппской или протоиндийской цивилизацией, зародившейся, по некоторым оценкам, около 12000 лет назад и достигшей своего наивысшего расцвета к III тысячелетию до нашей эры. В середине II тысячелетия начинается заметный упадок протоиндийской цивилизации, отчасти связываемый с тектонической деятельностью и последовавшими климатическими изменениями, но в основном ставший результатом вторжения пришедших с севера завоевателей, именовавших себя ариями. Археологические раскопки свидетельствуют о многочисленных разрушениях городов и частичном уничтожении хараппской цивилизации. Однако спустя очень короткое время происходит ассимиляция ариев и неожиданно начинается взлёт классической индийской культуры, самопровозгласившей себя вайдик дхарма («научная держава»). Этот термин связан с памятниками древнеиндийской и индоевропейской словесности, именуемыми Ведами, созданными на основе ведийского санскрита. В рамках Вед («наука, знание») на рубеже II - I тысячелетия до нашей эры систематизируются такие научные дисциплины, как теоретическая и практическая астрономия, математика, медицина, диетология, сексология, психология, филология, философия, социология, политология, право, этика, эстетика, музыка и многие другие. Эта деятельность, перекрывающая научные достижения многих европейских дисциплин совершённые на протяжении не одной эпохи, происходила на уровне, который сопоставим со степенью развития некоторых современных знаний, а в отдельных областях до сих пор превосходит его.

Клаус Клостермайер очень образно уподобляет индуизм баньяну, каждая из ветвей которого прорастает воздушными корнями, со временем превращающимися в стволы, дающие новые ветви. Это живое сравнение не только отражает разнообразие индуизма, но и демонстрирует взаимосвязь, существующую между различными его течениями и направлениями. Индуизм не имеет чётко определённой доктрины или кредо, там нет обобщённого понятия канона или вероучения, института церкви или церемонии, ереси или греха. Порою в различных течениях индуизма можно найти больше отличий, чем, например, между иудаизмом и исламом. И всё же, существуют обусловленные признаки, позволяющие причислить некоторые религиозные убеждения именно к индуизму по их отношению к священным писаниям, пантеону богов, а также особым практикам и верованиям.

Священные книги индуизма

По словам индийского мыслителя-гуманиста Свами Вивекананда, индуизм основывается на «сокровищнице духовных законов, установленных разными людьми в разные времена», поэтому первостепенной задачей древних являлась правильная передача информации потомкам, для чего применялось своеобразное «шифрование», облегчающее запоминание. Одной из множества его разновидностей является самхита – единый стихотворный текст, не разделённый на отдельные слова, в котором главным является ритм песнопений, притом что произношение каждого слога должно быть безупречным. Обучение первоначально велось в устной форме, а знания передавались непосредственно от учителя ученикам, поэтому их объединяют общим термином шрути («слово» или «услышанное»). Эта группа священных книг включает четыре Веды: «Ригведа» («Веда гимнов»), «Яджурведа» («Веда жертвоприношений»), «Самаведа» («Веда мелодий»), «Атхарваведа» («Веда заклинаний»). Их никто не слагал, Веды возникли сами собой вместе с рождением богов и вначале не были книгами. Чудесным образом боги передали знания риши (мудрецам), запомнившим, а позднее и записавшим их.

Второй группой, представляющей дальнейшее развитие священных книг, являются Брахманы – комментарии к Ведам, появившиеся в то время, когда века стали скрывать изначальный смысл божественных текстов. Они положили начало обрядовости в индуизме, поскольку их содержание, через служителей культа и для служителей культа, передал сам бог Брахма.

Третья группа – Араньяки («для чтения в лесу») и Сутры («нить, правило»). Составляющие несколько десятков книг. Араньяки регламентируют уклад отшельнической жизни, а Сутры являются сборниками афористических философских высказываний.

Упанишады ("сокровенные знания”) представляют собой четвёртую группу священных писаний и завершают собой Веды, по этой причине их ещё называют Веданта («конец Вед»). Буквальный перевод Упанишада означает «сидеть у ног учителя». Происхождение этого термина объясняется тем, что в прошлом учение, заключённое в этих книгах, передавалось только брахманам и их ученикам. По своему содержанию Упанишады являются религиозно-философскими комментариями к Ведам, трактующими и развивающими такие понятия, как Брахман и Атман, Рита («космический закон»), дхарма, карма, самсара, мокша, майя и т.д.

Согласно Ведам, в своём развитии Земля последовательно проходит четыре цикла или эпохи. Первая из них называется Сатья-юга («золотой век»), который продолжается 1728000 лет и отличается процветанием духовной культуры, изобилием и всеобщей праведностью. Люди этой эпохи своими красотой, умом, способностями, качествами, физическими данными подобны богам и живут до 100000 лет. Самая же короткая эпоха, продолжающаяся 432000 лет и называемая Кали-юга («железный век» или «век машин»), оказывается и самой жуткой из всех. Наступает полная духовная и нравственная деградация людей, которые становятся исполненными наиболее ужасными и отвратительными качествами. Их короткая, не более 100 лет, жизнь просто не позволяет хотя бы вкратце ознакомиться с накопленным сокровищем знаний. Специально для них в начале Кали-юга было создано эпическое произведение «Шримад Бхагаватам», хрестоматийно излагающее содержание всех Вед. В конце Кали-юга Господь своею волей начинает новую историю, восстанавливая Сатья-юга.

Часть индуистских священных писаний не относящаяся к шрути, определяется как смрити («памятники» или «запомненное»). Наиболее важными из них являются «Махабхарата» и «Рамаяна». «Махабхарата» («Великие бхараты»), главным действующим лицом которой является Кришна, стоит в ряду крупнейших эпических произведений в мире. Она включает 100000 двустиший, распределённых между восемнадцатью частями. Эта поэма составляет целый комплекс повествований, новелл, притч, легенд, диалогов, философских рассуждений, наставлений и нравоучений, гимнов, мифов, генеалогий и космогонических отступлений, в малой части которых повествуется о борьбе за престол между представителями династий Кауравов и Пандавов. Великая битва на Курукшетре, случившаяся по этой причине между богами и демонами, знаменует собой начало самого худшего периода нынешнего цикла истории Земли, Кали-юга.

Эпос «Рамаяна» («путешествие Рамы»), мифическим автором которого принято считать божественного Вальмики, повествует историю седьмой аватары Вишну Рамы, приключившуюся в эпоху Трета-юга (более миллиона двухсот тысяч лет назад). Хотя объём этого произведения включает 24000 двустиший объединённых в семь книг, различные его редакции в совокупности составляют более миллиона строф.

К категории смрити также относятся Пураны, содержащие в себе множество наглядных назидательных историй и преподносящие индуистские философию и верования в более упрощённой, популярной форме.

Верования

Самодовольный и презренный материальный мир управляется фатальным и неумолимым законом, гласящим, что каждый совершённый поступок является нравственным результатом бессчетных предыдущих поступков и отправной точкой следующей неисчислимой серии поступков, бесконечно видоизмененных им. Жизнь в этом мире является ужасной работой, вечной непрерывной последовательностью физических воплощений души, сменяющих друг друга не зная отдыха. Этот коловорот смертей и рождений может быть разорван лишь кропотливым стяжанием благости, которая когда-либо позволит вырваться из него и достигнуть совершенного блаженства и умиротворения. В общих словах, именно к этому сводятся индуистские верования, для которых свойственны религиозные положения, признающие существование дхармы, самсары, кармы, мокши и йоги.

Дхарма не просто обозначает моральный долг, этические и нравственные обязательства человека, но трактует их в более широком смысле, представляя частью универсального закона вселенной, следование которому позволяет преодолеть зло. Дхарма являет собою русло, в котором течёт бесконечная река самсары, куда, по причине своего невежества и отождествления себя с иллюзорным материальным миром, брошена душа. Но душа (Атман) постоянно стремится к освобождению от страданий (мокше), к выходу из круговорота рождений, смертей и череды перевоплощений в одну из миллионов возможных форм (самсары) и избавлению от результатов своих прошлых поступков и их последствий в своих последующих перевоплощениях (кармы). Йога позволяет добиться управления психофизическим состоянием индивидуума и достигнуть в зависимости от установки самых различных целей: от оздоровления физического тела до достижения мокши.

Различные школы индуизма дают определения мокши (самадхи или нирваны) сообразно своим суждениями о ней. Представители школы адвайты утверждают, что после достижения мокши Атман теряет свою индивидуальность и сливается с безличным Брахманом. Последователи двайты считают, что индивидуальность является непреходящей принадлежностью души и после достижения освобождения она оказывается на одной из лок («планет», «миров» или «измерений») и остаётся вечно наслаждаться взаимоотношениями с Господом. Индийский философ-мистик и реформатор Рамакришна заметил по этому поводу, что последователи двайты хотят отведать сладость сахара, тогда как последователи адвайты желают превратиться в него.

Боги и демоны

В философии индуизма принято рассматривать Бога в Его трёх основных проявлениях: Брахман – безграничная, вездесущая, всемогущая, непознаваемая безличная и бестелесная ипостась, божественная основа всего мироздания, Бог-Абсолют; Параматма – всепроникающая ипостась Бога, пронизывающая каждый атом материального мира, сущая в сердцах всех живых существ и постоянно сопровождающая Атман; Бхагаван – личностная ипостась Бога, проявляющаяся в самых различных формах, таких как Кришна, Вишну или Шива.

Имеются две основные богословские школы, отличающиеся трактовкой взглядов на природу Бога и взаимоотношения с ним индивидуальной души.

Дуалистическая школа двайты рассматривает безличную ипостась Бога как Брахман, а совершенно идентичную ему по своей природе Верховную Личностную ипостась, как Бхагаван или Ишвара. Индивидуальные души являются частичками Брахмана, а Бхагаван является источником как индивидуальной души, так и Брахмана.

Монистическая школа адвайты провозглашает Брахмана как единственную и конечную реальность в противовес иллюзии всего остального мира. Когда индивидуальная душа пытается постичь Брахмана, он способен явить себя перед ней в виде Бхагавана или Ишвары. Душа же может представить для себя Ишвару в любой форме: Вишну, Кришны или Шивы. После осознания индивидуальной душою единства всего сущего, она обретает возможность разрушения иллюзии разделения и различия Бога и обретения единства с Брахманом.

В соответствии с верованиями, существует три вида демонических существ: асуры, ракшасы и пишачи, противостоящие богам, людям и питарам (души усопших предков, живущие в небесных мирах богов).

Асуры («против суров»), это падшие боги, низвергнутые за свои дурные качества и зависть, поэтому они стали противниками богов или суров, получив за это своё имя. Ракшасы – племя злых демонов, питающихся плотью и ведущих ночной образ жизни. И то, и другое запрещено Шастрами и является табу в индуизме, что делает их непримиримыми врагами людей и богов. Хуже рикшасов могут быть только пишачи – «пожиратели мяса», «упыри», «нежить» из свиты Шивы. Главным вожделением пишачи является разрушение плоти людей, истребление их сущности, хранящей в себе жизнь. Но они стараются пожрать даже плоть покойных, поэтому приверженцы индуизма всегда спешат предать огню погребального костра тела усопших до наступления ночи.

Количество демонов исчисляется миллионами. Они имеют плоть и пол, делятся на старших и младших и у них есть своих предводителей. В своём истинном обличии демоны ужасны и омерзительны, но способны приобретать облик обычных мужчин и женщин. Демоны творят зло, но среди них встречаются те, что очень редко совершает добрые поступки. Они смертны, их тела погибают в битвах с богами, а их души прекращают существование вместе с вселенной.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве