Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Религия''




Брахманизм

Брахманизм был предвестником индуизма и одной из господствующих религий в древней Камбодже. Название этой религиозной системы обусловлено не только главенствующей ролью бога Брахмы, но и усилением влияния касты брахманов или браминов, получивших огромные преимущества в сравнении с другими варнами. Кроме монополии на культовое служение, только они имели право педагогической и научной деятельности, а также получали половину всех доходов светской власти.

В историческом аспекте, индуизм (I - V века н. э.) сменил собою брахманизм (VII век до н. э. – V век н. э.), которому предшествовала ведическая религия (XVI – VII века до н. э.). В религиозном аспекте, ведическая религия верховным богом признавала Индру, бога грома и молнии, в брахманизме верховным богом был Брахма, творец вселенной и покровитель служителей культа. Он возглавлял тримурти, верховную триаду, символизировавшую три активных состояния универсальной души и три вечные силы природы: Брахму как символ созидания и воплощение Создателя, Вишну как символ Хранителя и воплощение Добра и Шиву как символ Разрушителя и воплощение Мрака.. В современном же индуизме существуют многие направления, признающие главенство различных божеств, но ни в одной из них Брахма не является верховным божеством, в чём заключается первостепенное отличие брахманизма и индуизма.

Появление брахманизма в Камбодже совпадает с его расцветом в Индии, но даже на своей родине он не получил такое распространение и влияние. Это подтверждается размахом строительства в IX – X веках храмов, посвящённых тримурти. Брахма почти всегда изображается с четырьмя руками и четырьмя попарно расположенными лицами, символизирующими его вездесущность. Он не имеет матери и саморождён из цветка лотоса, ствол которого растёт из пупка Вишну, полулежащего на волнах. По этой причине другим его именем является Набхиджа, «рождённый из пупа». Такие изображения Брахмы встречаются на многих ригелях и фронтонах храмов VII – XIII веков. Женою Брахмы, или его женской энергией шакти, является Сарасвати, а его ездовое животное, вакхана, – священный лебедь Хамса, мощный полёт которого обозначает восхождение души к освобождению. Следует заметить, что Брахма является создателем вселенной, но не самим Богом. Он всего лишь своеобразный инструмент, сотворённый Богом в его ипостаси Бхагавана. Прожив отведённые ему 100 «лет Брахмы», равные 311 триллионов земных лет, он погибает. Через сто лет появляется новый Брахма, творящий новую вселенную следующие сто лет.

Несмотря на очевидное господство как создателя вселенной, Брахма никогда не был в Камбодже божеством, имевшим первоочередное значение. Уже во время расцвета Камбуджадеши главенствующую роль приобретает культ Харихары, синкретического божества, одновременно воплотившего в себе Шиву (Хара) и Вишну (Хари), который кхмеры своеобразно интерпретировали, избавившись от всех присущих Шиве атрибутов, напоминающих о разрушении и смерти. Их Харихара обладает только созидательным началом, а единение Шивы и Вишну передаётся скульптурами с таким совершенством, что создаёт цельный образ обаятельного, гуманного, наделённого возвышенными качествами прекрасного юноши.

С появлением культа девараджи всё более явственно доминируют тенденции шиваизма и статуи Харихары почти полностью исчезают в конце XI века, времени возведения Ангкор Вата. Это преобладание не так заметно на первый взгляд, ибо скульптурные изображения Шивы встречаются крайне редко, но если вспомнить, что он широко олицетворялся правителями с образом королевской линги, ситуация радикально меняется. Это лаконичное воплощение мистической силы монархов столь распространено в Камбодже, что уже статуи Вишну кажутся почти исключением. И в этом смысле ещё более удивительным представляется факт установки его 12 статуй в Пном Кулен, то есть именно в том месте, где великий Джаяварман II объявил себя земным воплощением Шивы.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве