Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Религия''




Вишну и его аватары

Иконография Вишну, защитника вселенной и богов, с давних времён устоялась в Камбодже и является вполне определённой. Наиболее часто он изображается стоящим и держащим в своих четырёх руках присущие ему атрибуты: раковину, в которую Вишну трубит во время битв, цветок лотоса, знак Земли, булаву и сударшана-чакру, метательное оружие в виде металлического диска. Наличие оружия в трёх руках означает постоянную готовности защитить вселенную, а лотос означает любовь к людям и стремление им помогать. Его супругу Лакшми, богиню красоты, бывает очень трудно опознать в окружении Вишну, за исключением изображений доангкорского периода, когда она предстаёт в вишнуитской митре. Очень редко её изображали между двух священных слонов, которые из поднятых хоботов орошают богиню очистительной водой. Зато вакхана Вишну везде угадывается очень легко, ибо Гаруда («всепожирающее солнце») имеет голову, руки и торс человека и орлиные клюв, крылья, хвост и лапы, ниже колен. Воплощение духа воздуха, Гаруда - смертельный враг духов воды, которыми считаются наги или змеи. В религиозно-философском значении этот антагонизм означает ненависть к змеям, гнездящимся в умах отвергающих Бога или сомневающихся в нём.

Следующим по популярности изобразительным мотивом является образ Вишну, возлежащего на свернувшимся кольцами наге Шеши (или Ананте-Шеши), плавающем в водах вселенского океана. Между двумя космическими периодами творения (кальпа), пока длится ночь Брахмы, Вишну спит в ожидании, когда из его пупка вырастет лотос и родится новый Брахма.

Для характеристики Вишну очень важно понимание его автар или «нисхождений», каждая из которых служит для выполнения определённой благой миссии. По своей сути, аватара – физическое тело и новое имя Вишну, в которых он воплощался уже девять раз. В образе крошечной рыбки Матсьи (буквально, «рыба») он спасает от потопа Вайвасвату, седьмого из Ману (родоначальников рода человеческого). В виде черепахи Курмы («черепаха») он погрузился на дно океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности. Боги и асуры установили на его спине гору Меру (Мандару), намериваясь использовать её в качестве мутовки, а затем обвили её телом Шеша (Васуки) и принялись за пахтанье Океана молока, добыв из него эликсир бессмертия амриту, богиню Лакшми, Луну и множество других полезнейших вещей. Этот мотив очень популярен в иконографии Ангкора и встречается как на барельефах, так и в форме скульптурных композиций, в том числе, маленьких бронзовых статуэток. Как Нарасимха («человек-лев») он разрывает на куски демона Хиранья-Кашипу, осмелившегося бросить вызов его превосходству, и тем самым спасает Землю от страшной тирании. Эту аватару часто можно встретить на ригелях храмов, датируемых X веком и позже. В образе карлика Ваманы («карлик») он вернул богам власть над вселенной, отобрав её у царя подземного мира Бали.

Но самыми известными остаются антропоморфные воплощения Вишну, изображениями которых испещрены стены храмов: Рама («очаровательный»), олицетворяющий идеального царя и мужа, Кришна («тёмный»), и Гаутама Будда («просветлённый»). Иллюстрации к подвигам Рамы и Кришны занимают значительную часть барельефов Ангкор Вата. Наиболее часто Кришну изображают поднимающим гору Говардхану. Образцом этого сюжета стал совершенный в художественном смысле горельеф из Ват Коха, датируемый 539 годом и относящийся к искусству Бапнома, но в X – XIII веках попадаются бесчисленные его повторения на фронтонах религиозных сооружений. Скульптурные же портреты Рамы, встречаются очень редко.

В промежуток между VII и X веками довольно часто воплощалась в камне десятая, мессианская аватара Вишну, которая грядёт в 428899 году нашей эры. В это время закончится эпоха Кали-юга и Вишну явится в мир в образе Калки («разрушитель порока») на белом коне со сверкающим мечом для того, чтобы восстановить дхарму (благочестие и нравственность) и подготовить грядущее возрождение Сатья-юга, нового «золотого века» в истории Земли. Но творческий характер кхмерской иконографии часто представляет Калку человеком с головой коня, поэтому его можно спутать с воплощением Вишну в образ Хаягривы (буквально, «лошадиная шея»), сошедшим в Паталу («подземное зарство»), чтобы вернуть похищенные Веда-шрути, то есть четыре Веды. Кроме того, великий бодхисатва Авалокитешвара порою тоже изображается в виде Хаягривы, своей ипостаси царя мудрости.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве