Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Религия''




Шива

Бог рождения и смерти, он стоит и у гроба, и у колыбели. Когда приходит время, он становится разрушителем вселенной, но только для того, чтобы вновь созидать её. Его третье всевидящее око излучает огонь, способный испепелить всё. В его волосы, всклокоченные или собранные на макушке в пучок (джата), вплетён полумесяц, а шея и плечи, как браслетами, обвиты змеями. Он первый из аскетов, живущий подаяниями, натирающий кожу священным пеплом из сожженного коровьего навоза (вибхути), курящий чарас (гашиш) и практикующий медитацию - источник совершенствования. Его судьба – вечный космический танец, сопровождаемый безудержным ритмом тандавы. Его женская энергия шакти может воплощать нежность или ярость. Воплощением нежности является Парвати (или Ума), богиня Земли, которую часто изображают сидящей на коленях Шивы («милостивый»), когда он восседает на горе Кайлас или на своём вакхане, священном быке Нандине. Ярость воплощает собою Дурга, верхом на льве одолевшая демона Махиши, принявшего облик быка, низвергнувшего богов с небес.

Культ Шивы присутствовал везде в древней Камбодже благодаря бессчётно повторённому представлению его творческих сил в форме линги. Благодаря присущей стыдливости, кхмеры никогда не создавали натуралистические линги, порою встречающиеся в Индии. Впрочем, фаллический характер этого изображения в восточной традиции очень далеко выходит за пределы банального вопроса о сексуальности. Один из величайших мастеров йоги, Свами Шивананда пишет по этому поводу:

«Подверженный страстям, любопытный, нечистый иностранец, мало склонный к разуму и пониманию, произносит с оттенком сарказма: "О, индусы почитают фаллос, половой орган! Они — невежественный народ. У них нет философии”. Когда иностранец пытается выучить тамильский язык или хинди, он в первую очередь старается нахвататься вульгарных словечек. Такова природа его любопытства. И поэтому любопытный пришелец старается выискать какие-нибудь недостатки в поклонении этому символу. Линга — лишь внешний символ лишенного форм бытия Господа Шивы, неделимого, всенаполняющего, вечного, благого, пречистого, бессмертной сущности этой огромной вселенной, Того, Кто — Душа неумирающая, восседающая в покоях вашего сердца, Обитающий в вас, наисокровеннейшая сущность “ Я”, Атман, идентичный высшему Брахману.»

С конца IX века в Камбуджадеша возводились только линги классической формы, разделённые на три равные секции, различавшиеся лишь размерами. Верхняя часть линги представляет собой цилиндр из тщательно отполированного камня со скруглённой вершиной. В средней части цилиндр превращается в восьмиугольник, а в основании становится квадратом. Согласно легенде, Вишну (в форме восьмигранника) и Брахма (в форме квадрата) предохраняют землю от соприкосновения со священным столбом, который нисходит с небес как огненная колонна, вонзающаяся в почву. Над пьедесталом возвышается только цилиндрическая часть линги, остальные её части прикрыты квадратной каменной плитой, с жёлобом, всегда ориентированным на север. В церемонии ритуального очищения жрецы орошали лингу священной водой, и её нисходящий поток приносил дождь и даровал плодородие землям.

Самой знаменитой «нерукотворной» лингой является гора Лингапарваталинга–гора»), ныне носящая имя Пху Као и расположенная на территории южного Лаоса. В девяноста километрах от Ангкора, в верховьях реки Сиемреап, в XI веке был обустроен комплекс Кбаль Спеан («главный мост»), также известный как «Долина тысячи Линг». Он представляет собой своеобразный храм под открытым небом. Отшельники вырезали в скалах на дне реки тысячу линг, по числу имён Шивы, которые оплодотворяли её воды, орошавшие рисовые поля империи.

Скульптурных портретов Шивы не очень много. Наиболее распространённым образом является двурукий трёхглазый Шива стоящий. По сравнению с каноническим танцующим Шивой, кхмерский бог претерпел значительные изменения, на рельефе в Кох Кере (первая половина X века) он предстаёт с пятью головами и пятью парами рук. Танцевальный мотив пришёлся по вкусу в Камбодже. Фигуры танцующих апсар украшают колонны и стены очень многих храмов. Также творчески была переосмыслена индийская концепция тримурти. В местном варианте её скульптурное изображение представляет пятиглавого Шиву с десятью руками. На уровне пояса, из его торса возникает Вишну с четырьмя руками и четырёхглавый и четырёхрукий Брахма.

Статуи ездового животного Шивы, священного быка Нандина были установлены у входов всех храмов, посвящённых этому богу. Но самыми популярными в Камбодже были статуи бога инициативы, ума и мудрости Ганеши, сына Шивы и Парвати, который не только изображался в орнаментах храмов, посвящённых его отцу, но был удостоен чести иметь множество посвящённых лично ему храмов и часовен. Обычно он изображается с телом человека и головой слона, держащим в одной руке чашку, куда он опускает хобот, а в другой – обломок одного из своих бивней. Хотя слоны и боятся мышей, его ездовым животным является крыса, в которую он превратил великана Гаджамукху, после того, как отломил и швырнув в него свой правый бивень, обладающий магической силой. По легенде, Ганеша был юношей необыкновенной красоты, но голову ему в порыве гнева отсёк отец Шива, когда тот почему-то не пустил его в покои матери. На место отсечённой головы, по настоянию Парвати, Шива обещал водрузить новую голову, взяв её у первого же встретившегося существа. На удачу, этим существом оказался слон Индры Айравата («восставший из воды»), у которого их было в достаточном количестве. Легенда умалчивает о том, скольких голов в итоге был лишён Айравата, но на всякий случай кхмеры часто изображали Ганешу не с одной слоновьей головой, как в Индии, а с тремя.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве