Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Религия''




Будда

Будда довольно редко изображается стоящим или лежащим, обычно он сидит со сложенными в одной из ритуальных поз руками (мудра, от санскритского «печать, знак»). Прежде всего, буддизм ассоциируется у европейцев с медитацией, которую образно выражает сидящий Будда с наполовину или полностью закрытыми глазами и лицом, освещённым безмятежной полуулыбкой. Его излюбленная поза - дьяхна-мудра, мудра медитации, сосредоточения, когда он сидит в «позе лотоса» с руками покоящимися внизу живота. Его ладони распрямлены, а большие пальца касаются друг друга, формируя мистический треугольник, духовное плямя Триратны («три драгоценности»): Будду, дхарму и буддистскую общину. Бхумиспарша-мудра, «касание земли», олицетворяет Будду, берущего Землю в свидетели и напоминает последователям учения о том, что он взял Землю в очевидцы, когда разрешил проблему прекращения страданий во время своих размышлений под деревом Бодхи («пробуждение»). Его правая рука кончиками пальцев касается земли, а левая рука покоится ладонью вверх на левом бедре.

В Камбодже Будду часто изображают сидящим на лотосе или на теле свернувшегося нага Мукалинды, который своими головами, как капюшоном прикрыл медитирующего Будду от дождя, продолжавшегося семь дней. Будда одет в простые монашеские одежды, такие ветхие, что иногда они обозначаются всего лишь несколькими линиями на правом плече. На голове можно заметить возвышение, иногда ошибочно принимаемое за шиньон. Это «ушниша» – знак достигнутого просветления и обязательный атрибут всякого будды. Она изображается и округлой формы, как принято в большинстве буддистских стран, и в форме высокого языка пламени, по тайской традиции. Образ Будды на наге считается символом махаяны, который фанатично уничтожали во времена шиваистского восстания в конце XIII века, но уважение и почтение к нему столь огромны, что он стал очень популярным мотивом в орнаментах храмов.

Существуют редкие образы Будды-чакравартина, когда он предстаёт в короне, со знаками королевской власти. Этот образ связан с притчей о могущественном царе Джумбапати, современнике Будды, сеявшем страх и ужас вокруг себя. Когда Будда попросил его оставить свои жуткие наклонности и начать творить добро, тот надменно отказал ему. Тогда Будда явился пред ним во всём своём блеске «Владыки Мира», и охваченный благоговейным трепетом Джумбапати тотчас принял буддийские заповеди.

Стоящего Будду представляют в позе абхая-мудра («без страха»), с согнутой в локте правой рукой и развернутой вперёд открытой ладонью, расположенной на уровне груди. По преданию, этим жестом Будда привёл к покорности напавшего на него слона, «пронзив его духом любви».

Его смерть и уход в нирвану изображают Будду лежащим на правом боку, с левой рукой, расположенной вдоль тела, и правой, подпирающей голову бодхисатва.

Будды очень редко появляются на Земле. Четвёртый из них, ставший основателем буддизма, родился в благородном семействе. Сыну царя Шуддходхана из Капилавасту и царицы Махамайя, царевичу предначертана была жизнь в роскоши. При рождении провидец Асита объявил, что младенец или станет великим царём, или великим святым. Отец, страстно желая видеть сына продолжателем династии, оградил его от религиозного воспитания и реалий мирской жизни, ограничив течение жизни стенами дворца.

Будучи уже женатым, двадцатидевятилетний царевич как-то раз покидает дворец ради небольшой прогулки в сопровождении колесничего Чандаки и встречает на своём пути «четыре зрелища»: старика, прокажённого, похоронную процессию и аскета. Эта встреча изменила его дальнейшую жизнь.

Обманув стражу, однажды ночью он спасается из дворца бегством, навсегда покидая отчий дом и семью для того, чтобы стать учеником двух брахманов. Но очень скоро убедившись в тщетности этого пути, он разочаровывается в нём и принимает решение вести жизнь странствующего отшельника-аскета. Через 6 лет, будучи на грани смерти Сиддхартха Гаутама вновь обнаруживает, что и этим путём, дурманящим разум и изнуряющим тело, невозможно прийти к просветлению. Покончив с самоистязанием и предавшись медитации, он обнаружил «срединный путь», избегавший крайностей самоистязания и эгоистических желаний, который привёл его к пробуждению и осознанию причины человеческого страдания, прославив как Будду Шакьямуни.

Просветление немедленно давало ему ключ к нирване, но в этот момент Будда должен был выбрать, удовлетвориться ли собственным освобождением или дать своё учение другим людям. После долгих раздумий Будда отправился в Сарнатх и прочём свою первую проповедь в Оленьем парке (нынешний город Варанаси), в которой сформулировал Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Его первыми слушателями стали пять учеников и два оленя. Всю дальнейшую жизнь, следующие сорок четыре года, Будда посвятил проповедям о своём учении.

Все главные вехи земного пути Будды нашли отражение в кхмерском искусстве. Это и «Великий исход», когда в сопровождении своего преданного колесничего Чандаки царевич Сиддхартха Гаутама покидает свой дворец на волшебном коне Кантхаке, чей топот копыт смягчают ладони четырёх локапалов («охранителей мира»). Это и «Обрезание волос», то есть, отречение от мирской жизни. «Подношение Суджаты», когда он, отрёкшись от пути аскезы, принимает чашку молочного риса от молодой женщины. «Дары локапалов», преподнесших Будде четыре чаши, которые он чудесным образом соединил в одну, показав, что нет никакой разницы между их дарами. Это и «Усмирение слона Налагири», одурманенного двоюродным братом Будды, завистливым Девадаттой. «Медитация под деревом Бодхи», разновидностью баньяна, где он достиг пробуждения. «Плотские искушения» Будды дочерями Мары, пытавшимися его соблазнить по просьбе отца, а также «Штурм Мары», исступлённо атаковавшего бодхисатву в бесполезных попытках, после чего его армия демонов утонула в воде, которую Будда проливал на землю в знак своих добрых дел, совершённых в прошлых жизнях. И наконец, его уход, «Париниббана Будды» в Кусинаре, когда монахи и боги прощаются с ним в майское полнолуние 543 года до нашей эры.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве