Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Религия''




Авалокитешвара и другие буддистские божества

Авалокитешвара («Владыка, смотрящий с высоты»), воплощающий бесконечное сострадание всех будд, имел в Камбодже наибольшую популярность после Будды Шакьямуни. Вероятнее всего, он является синктретическим божеством, вобравшим в себя многие черты брахманских богов. Многие эпитеты в отношении Шивы затем повторялись в адресованных бодхисатве панегириках. Наибольшей популярности культ достиг при Джаявармане VII, когда его изображения венчают государственные храмы, размещаются на фронтонах всех храмов при лечебницах и гостевых домах, а замысел Неак Пеан реализован благодаря приписываемой ему великой силе целителя.

После достижения пробуждения, Авалокитешваре открылось бездна терзаний и мучений существ, вращающихся в сансаре. Исполненный состраданием, он дал клятву отказаться от собственной сущности будды до тех пор, пока не выслушает молитвы всех обратившихся к нему в минуты страдания и не поможет им достигнуть нирваны. Но просьб было так много, а он так старался услышать их все, что его голова раскололась на одиннадцать частей. Видя его бедственное положение, Будда дал ему одиннадцать голов, каждая из которых получила возможность слышать. Тогда, услышав молитвы, Авалокитешвара попытался помочь всем, кто их возносил к нему, но его руки разорвались на тысячи частей. И снова на помощь пришёл Будда Амитабха, давший ему тысячу рук. С тех пор его образ, возникающий из волос бодхисатва, стал главной особенностью скульптурных портретов и рельефов Авалокитешвары. До VIII века он изображался двуруким, но позже всё чаще стал встречаться четырёхрукий бодхисатва, держащий синий цветок утпала, обозначающий его сострадательные мысли, обращённые в прошлое настоящее и будущее, хрустальные чётки, книгу и стеклянную колбу.

При Джаявармане VII появляется совершенно новый образ Авалокитешвары, получивший от современных учёных название «Авалокитешвара лучезарный», иллюстрирующий относящуюся к VI - VII векам сутру Авалокитешвара-гуна-каранда-вьюха («Детальное описание корзины достоинств Авалокитешвары»), где он предстаёт космосом, и каждая его пора являет собою вселенную, имеющую собственного Будду. В иконографическом контексте его представляют восьмируким, из волос бодхисатва возникает Будда Амитабха, а всё тело испещрено фигурками медитирующего Будды. Одна из таких статуй, имевшая портретное сходство с отцом Джаявармана VII, была установлена в центральной целле посвящённого ему храма Прэах Кхан.

При раскопках в Неак Пеане были обнаружены несколько уникальных изображений Авалокитешвары, которые, возможно, более не встречались нигде. На одном из них бодхисатва в монашеских одеяниях и в митре, увенчанной образом Будды Амитабхи, держит перевёрнутый вниз сосуд, из которого выливается целебная амрита, излечивающая все болезни. Второе изображение, скульптурное, иллюстрирует притчу о коне Балахе, в которого обратился Авалокитешвара для спасения моряков, потерпевших кораблекрушение.

Женской формой Авалокитешвары является Праджнапарамита («запредельная мудрость»), а вместе с центральной фигурой Будды они входят в буддистскую триаду. Являющая собой феноменальное воплощение совершенной мудрости, она приобретает особое значение в правление Джаявармана VII, мать которого олицетворяет собою её образ. Впрочем, в посвящённом ей храме Та Прохм есть скульптурный портрет его супруги Джайяраджадеви, также в образе Праджнапарамиты. Здесь она предстаёт с двумя либо четырьмя руками, но ранее её изображали иногда с одиннадцатью головами и двадцатью двумя руками.

Один из самых ранних бодхисатв, Виджрапани, являющийся защитником и наставником Будды, широко представлен в кхмерской иконографии начиная с X столетия. Наряду с Манджушри, проявлением мудрости всех будд и Авалокитешварой, проявлением сострадания всех будд, Виджрапани является проявлением могущества всех будд. Его непременным атрибутом является ваджра, унаследованная от бога Индры, чьи черты он вобрал в себя, или колокольчик с рукояткой в виде ваджры, а также лассо, которым он связывал поверженных демонов.

На фронтонах и ригелях Бенг Меалеа есть полная динамизма сцена, изображающая богиню Земли, выжимающую из своих волос потоки воды, в которой тонет армия Мары («смерть, разрушение»), напавшая на Будду Шакьямуни. Тем самым богиня свидетельствует о бесчисленных добрых делах Будды, который в знак их совершения проливал на землю несколько капель воды. Капли слились в бездонный океан, в котором тонут воинственные демоны и их предводитель. Этот сюжет также был воплощён в виде множества бронзовых скульптур.

Ещё одним популярным мотивом кхмерского искусства являются статуэтки и скульптуры, изображающие Будду Майтрея («Владыка, наречённый Состраданием»), грядущего Учителя человечества, будду эпохи Сатья-Юга. Он входит в пантеон богов как тхеравады, так и махаяны, поэтому значение этого божества не изменилось, и он всё также почитаем в Камбодже, как и во времена Джаявармана VII.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве