Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Круглая скульптура''




Круглая скульптура

Многие источники свидетельствуют, что в храмах Ангкора насчитывались сотни статуй богов и божеств, количество же статуэток просто не поддавалось подсчётам. И сегодня может показаться странным почти полное их отсутствие. Но многие произведения искусства были похищены, переплавлены или подверглись актам вандализма. Сложившуюся в семидесятые - восьмидесятые годы ситуацию можно назвать просто катастрофической, но и в начале прошлого века, и до сих пор она оставляет желать лучшего. Затерянные в отдалённых районах храмы продолжают подвергаться нападениям грабителей даже в наши дни. По этой причине многие реликвии были переданы в Национальный музей в Пномпене или Археологический центр и музей (называемый также хранилище памятников Французской школы Дальнего Востока) в Сиемреапе. Многие из них оказались в Париже, в музеях Гиме и Чернуски, а также во многих других музеях по всему миру.

В то же время, отношение к кхмерской скульптуре порой продолжает оставаться таким же, каким оно было в конце XIX века, когда бытовало общее мнение, что из тысяч произведений можно выбрать лишь несколько, позволяющих, как шедевры средиземноморских культур, всецело удовлетворить чувством совершенства эстетические вкусы утончённого ценителя.

Скульптор обязан не просто обладать талантом, к этому важному качеству необходимо добавить первоклассное мастерство владения техническими приёмами, утончённый вкус, вдохновение и стремление к самовыражению. Но добиться последнего кхмерским художникам, почти полностью существовавшим за счёт королевских заказов, было очень и очень нелегко. Искусство Камбоджи, главной целью которого являлось прославление девараджи, было подчинено власти и служило её интересам. В целом, это была совершенная пропагандистская машина, с чётко отлаженным механизмом наглядной агитации. Невероятная централизация империи привела к тому, что во дворце, в атмосфере напряжённой творческой деятельности, в дискуссиях между теологами, царедворцами и художниками создавались произведения искусства, распространявшиеся из столицы по провинциальным мастерским в качестве образцов и моделей. Это означало наличие в окружении каждого монарха людей, наделённых исключительной интуицией, способных предугадать тенденцию на много лет вперёд, ведь большинство проектов осуществлялись в течение нескольких десятков лет.

Художники черпали вдохновение не в природе, не в повседневной жизни, не в кипении естественных человеческих чувств, но исключительно в религиозной тематике, в обожествлении короля. С одной стороны, всё развитие творческой мысли шло именно в этом направлении, с другой, кхмерские скульпторы ни на йоту не отошли от индийских теоретических канонов. И всё же, даже в жёстких рамках единственной возможной темы для творчества, рождались совершенные творения, ведь идея девараджи не только могла, но и была источником вдохновения. Творения кхмерских скульпторов представляли собой и акт личной веры, где каждый мог отыскать собственные чувства, и одновременно являлись шедеврами, рождёнными силой внутреннего огня, который вспыхивал в момент духовного общения художника с божествами.

Несмотря на то, что в Камбодже, помимо «госзаказа», были приняты частные заказы, до нас дошли лишь единичные образцы произведений, созданных в соответствии с ними. По-прежнему следуя канонам, при их выполнении скульпторы всё же позволяли себе некоторые отступления, создавая невероятно чувственные, естественные и прекрасные скульптуры.

Кхмерской скульптуре посвящено гораздо меньше исследований, чем архитектуре. Но если в становлении зодчества отмечено явное поступательное движение, то в отношении скульптуры невозможно выделить такую тенденцию. Порою кажется, что в её развитии есть не только периоды активного творчества и длительных передышек, но и необъяснимые откаты в прошлое. Так же, как и в архитектуре, существуют определённые особенности, классификация и систематизация которых даёт возможность чётко описать стилевую их принадлежность. Но сегодня нет ответа на вопросы, почему, например, эти признаки сменялись с определённой, и довольно чёткой, периодичностью, чем была продиктована подобная необходимость, как на практике происходил этот процесс и на многие другие вопросы.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве