Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Круглая скульптура''




Животные

Нага

Наги изображались в виде стилизованной кобры, с несколькими расходящимися веером головами, число которых всегда нечётно и может варьироваться от трёх до девяти. Пришедшие из индийской мифологии, эти существа стали героями множества легенд и народных сказаний, в том числе повествующих о происхождении самого королевства и его монархических династий. Они являются духами воды, воплощающими мудрость и рассудительность.

Хотя наги присутствуют в очень многих мотивах кхмерского искусства, но наиболее распространённым была традиция их изображения в виде балюстрады. Впервые подобный образ появился в Баконге, где тело гигантского змея лежит прямо на земле, а мощные головы высоко подняты и выглядят чрезвычайно внушительно. Позже тела нагов были водружены на каменные блоки, а их головы, сначала украшенные диадемами, затем стали декорироваться ещё и пышными гребнями в виде развевающихся косичек, как в храмах Ангкор Ват и Прах Палилай, либо в виде безупречно орнаментированного нимба, как в Бенг Меалеа. В этот период их шеи лишены какого-либо узора и грациозно изогнуты. Балюстрады мостов Ангкор Тхома и Прэах Кхана обыгрывают тему пахтания Океана молока. Боги и асуры держат тело нага Шеши, обвивающего гору Меру. Сюжет балюстрад некоторых мостов, построенных в более поздний период, сменяется образом царя нагов, чей капюшон нависает над изображением медитирующего Будды.

Позднее, как на фронтонах храмового комплекса Бантей Срей, наги ограничивают своими телами сюжетные сцены тимпанов, образуя арки, увенчанные их головами. На осевом гребне здесь появляются изображения Гаруд, которые в стиле Байон стали преобладать над своими извечными врагами и наконец-то оседлали змеев. Этот мотив противостояния, хотя и совершенный по технике и манере исполнения, в Сра Сранг становится тяжёлым и запутанным.

В Неак Пеан тела двух нагов с переплетёнными хвостами совершенно свободны от каких-либо рисунков, точно так же, как тело нага Мукалинды, укрывшего Будду, изображается в своём «естественном» виде, без всяких орнаментов.

Лев

Изображения львов попали в Камбоджу из той же Индии. Совершенно неизвестные в фауне Индокитая, они ставили перед скульпторами нелёгкую задачу сотворения образа реального животного, которого они не видели ни разу в жизни. Черпая вдохновение у яванских и китайских художников, которые тоже не были большими экспертами по этой части, кхмеры вынуждены были прилагать всю свою фантазию, чтобы создать реалистические скульптуры. В результате, их львы похожи на болонок с зубастыми лягушачьими пастями.

Львы являются охранниками храмов, их статуи попарно устанавливали вдоль лестниц, но они также могли играть роль атлантов, неся на себе опоры, поддерживающие перекрытия здания.

Эволюция этого образа шла, в основном, за счёт пропорционального увеличения задней части тела и усиленной стилизации гривы. В стиле Прэах Ко (конец IX столетия) львы, изображаемые сидящими, непоколебимы и приземисты. На их телах нет никаких орнаментов и знаков. В стиле Пном Бакхенг, голова приобретает за счёт выпученных глаз и огромной зубастой пасти карикатурные очертания, но пропорции тела существенно улучшаются из-за его удлинения. В конце X века львы немного припадают к земле и уже твёрдо стоят на всех четырёх лапах. Их тело становится поджарым, но спина чрезмерно выгнута. В стиле Байон их пасти искажены оскалами, а голова повёрнута на три четверти. Хвосты был равной длины с телом, и очень часто отливались в бронзе. По-видимому, ни одного экземпляра до нас не дошло, они были утеряны при разграблении Ангкора сиамцами.

На барельефах дверных перемычек храмов Харихаралайи (группа Рулуос) иногда можно встретить изображение гаясимхи, чудовища с головою слона и телом льва.

Слон

Круглая скульптура, изображающая слонов, встречается очень редко, обычно на углах многоуровневых платформ пирамидальных прасатов Баконг, Восточный Мебон и Пхимеанакас. Они воплощают стороны света, диннаги. Высеченные из монолитных блоков, по мере приближения к вершине, скульптуры уменьшаются в размере, что усиливает эффект вертикальной направленности храма.

Ворота Ангкор Вата и «Галереи слонов» украшены восхитительным мотивом трёхголового слона Айравата. Их хоботы, покоящиеся на цветах лотоса, служат опорными колоннами для массивных голов.

Бык

Скульптурные изображения ездового животного Шивы, быка Нандина, размещались перед входами всех храмов, посвящённых этому божеству. Если храм имел четыре главных входа, как, например, Пном Бакхенг и Баконг, где в более ранние периоды существовали деревянные святилища, то Нандин находился на каждой стороне, символизируя всеобщую власть своего хозяина. Скульптуры Нандина находятся перед одним из трёх главных святилищ храма Прэах Ко, а также в храмах Бантей Срей, Чхау Сай Тевода и Такео.

В IX веке изображения Нандина выглядят довольно натуралистично: он имеет горб, как дикий бык зебу и лежит в естественной позе, когда задние ноги согнуты под телом. Позже, его всё чаще изображали с выдвинутой вперёд правой ногой, тело стало более худощавым, а линии более угловатыми. Как правило, он носит ошейник с колокольчиками или металлическими украшениями.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве