Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники Малого кольца''




Тхомманон и Чхау Сай Тевода

Годы строительства:

конец XI - начало XII вв.

Религия:

брахманизм

Король:

Сурьяварман II, Яшоварман II, Джаяварман VIII

Стиль:

Ангкор Ват

Расчистка:

Маршаль в 1919-1920 и в 1925-1927гг., Лор в 1946 г.

Анастилоз:

Гролье в 1961-1966

Продолжительность визита:

менее часа

Время визита:

в течение дня

В пятистах метрах от Ворот Победы по обе стороны от дороги, которую принято называть «Малое кольцо» или «Малый круг Ангкора», находятся два небольших очаровательных храма: слева находится Тхомманон, а справа – Чхау Сай Тевода. Их местоположение и идентичность делают их неразделимыми. Несмотря на то, что дата строительства храмов точно не определена, характерные архитектурные и декоративные элементы позволяют отнести их к периоду между строительством Бапхуона и Ангкор Вата, то есть, к концу XI или началу XII века. Их архитектурный план обыгрывает ту же специфическую тему, что и центральное ядро храмов Бенг Меалеа и Бантей Самре, относящихся к тому же периоду времени.

Тхомманон

Храм представляет собой открытое на восток крестообразное святилище, предваряющееся прямоугольной комнатой, двумя различающимися между собой гопурами с восточной и западной стороны, а также единственной библиотеки. Дамба обоих храмов напоминает аналогичное сооружение Бапхуона. Остатки рвов окружал цоколь латеритовых стен, ограничивающих прямоугольник двора размерами приблизительно 45 на 60 метров. При подготовке восстановления храма методом анастилоза, проводившемся под руководством Бернара Филиппа Гролье, его внешние стены практически полностью были разобраны и до сих пор находятся в этом состоянии, несмотря на то, что работы по восстановлению сегодня снова ведутся полным ходом. Небольшая часть латеритовых стен, общей длиной около 4 метров, примыкает к гопурам.

Четырёхъярусная башня святилища явно господствует над сооружением, как и его цоколь, достигающий высоты почти в 2,5 метра. Она прекрасно сохранилась. Выполненный с исключительным мастерством растительный орнамент цоколя оживляется центральным фризом, который украшают небольшие фигурки. Угловые пилястры по всей высоте также богато орнаментированы, а элегантные стилизованные деваты великолепны. У трёх из четырёх пределов святилища есть ложные двери, считающиеся лучшими среди всех памятников Ангкора, а четвёртый предел играет роль коридора, соединяющего святилище с восточным вестибюлем. Его цоколь чуть ниже, высотой примерно 1,8 метра. Разница в уровнях между сооружениями компенсируется тремя ступенями в коридоре перед святилищем. Это нестандартное решение является интересной стилистической деталью Тхомманона. Квадратное внутреннее помещение святилища довольно велико, длина по каждой стороне равна около 5 метров. В его центре была обнаружена линга высотой 95 сантиметров.

Прямоугольный вестибюль очень просторен, его размеры приблизительно составляют 5 на 9 метров. Своды традиционно имеют ложный второй этаж, а внешняя поверхность камня имитирует черепичную крышу, в которой тоже есть необычные элементы. Первый ряд плитки почти всегда имел антефикс в виде цветков лотоса, но в Тхомманоне и Чхау Сай Тевода он заменён фигурами Гаруд, которые совершенно нехарактерны в этой роли. Цоколь вестибюля гораздо более сдержан в украшении и прерывается с северной и южной стороны осевыми лестницами, ведущими к дополнительным входам.

Фронтоны сильно пострадали, но над южной дверью можно различить многорукого и многоголового демона Равану, пытающегося поколебать гору Кайлас с восседающим на её вершине Шивой. Внутри над дверью расположена сцена смерти Валина, поверженного стрелой Рамы во время битвы с Сугривой. Восточная перемычка над входом в святилище представляет Вишну на Гаруде.

Восточная гопура находится в каких-то полутора метрах от восточного входа в вестибюль. У них общее основание, но цоколь гопуры чуть ниже и разница в уровнях компенсируется ступенями, как между святилищем и вестибюлем. Гопура имеет три независимых входа. Размер квадратной в плане центральной башни равен трём метрам по каждой стороне. По четырём осям она окружена пределами, которые с севера, запада и юга предваряются небольшими вестибюлями. Одноярусная крыша центральной башни завершается цилиндрическим ложным сводом. Орнаментация храма очень лаконична. А барельефы, фланкирующих своды фронтонов сводов башни, не закончены. Фронтон над восточным входом также лишь намечен. Фронтон над северным входом изображает Вишну, одолевающего двух врагов. Южный фронтон, тоже изображающий Вишну,  восстановлен на земле.

Единственная библиотека храма строилась по подобию вестибюля, но её размер гораздо скромнее. Ширина составляет около 3, а длина 5 метров. Профилированный цоколь тоже заметно ниже и достигает высоты в 1,1 метра. Ложный этаж цилиндрических сводов украшает ложное окно с тринадцатью небольшими балясинками, занимающее почти всю длину фасада. Библиотека открывается на запад вестибюлем, а с востока вход закрыт ложной дверью. Западная гопура состоит только из центральной башни и двух боковых крыльев, не имеющих окон, но только двери. От остальных зданий храма её отличают очень чёткие и чистые линии и особая тщательность обработки рельефов. Западный фронтон изображает битву Вишну на Гаруде с асурами. Нижняя часть пилястр, небольшие фризы под верхним карнизом, повторяют мотив, встречающийся в нижней части колонн Ангкор Вата, который Виктор Викторович Голубев идентифицировал как изображение Шивы. Нижний фриз изображает танцующих апсар. Ложную черепицу сводов украшает антефикс в виде небольших львов.

Чхау Сай Тевода

План храма весьма точно повторяет предыдущий, но к нему добавлены ещё две гопуры и библиотека. Его состояние сохранности гораздо хуже, чем у Тхомманона. От окружавших двор стен, длиной примерно 40 на 50 метров, остался только профилированный цоколь основания. Но после проведённого анастилоза небольшая часть стен была восстановлена. Это хорошо заметно по ярким цветам новых блоков. Орнамент некоторых утраченных элементов вовсе не воссоздавался в процессе работ, им просто придали соответствующую форму. Это ещё одна деталь, отличающая подлинные части храма от воссозданных.

Святилище утратило самый верхний ярус своих четырёх сводов, к тому же, размеры храма скромнее, чем у Тхомманона. Поэтому композиция не производит монументального впечатления. Напротив, храм очень располагает к себе камерной обстановкой.

Основания угловых пилястр пределов обрезаны горизонтальным поясом карниза почти на середине их высоты. На этом горизонтальном карнизе покоится база угловых колонн святилища. Пилястры украшены великолепными резными нишами с фигурами деватов. Орнаментация храма, имеющая общую тенденцию к украшению всей поверхности стен, также немного проще в сравнении с Тхомманоном, хотя мастерство скульпторов ничуть не уступает в своём совершенстве. Кроме прекрасных изображений деватов, не менее впечатляют ложные двери, где обычный растительный орнамент заменяет узор в виде молящихся аскетов, характерный для стиля Ангкор Ват, а также пилястры с рисунком в виде ромбов и розеток. Рельеф фриза также оживляется небольшими фигурами аскетов в молитвенных позах. Соединяющий святилище и вестибюль переход покрывают розетки в квадратном обрамлении резных плинтусов, как те, что можно найти в Бапхуоне, Бантей Срее и Ангкор Вате.

Внутренняя комната святилища имеет прямоугольную форму, вытянутую с юга на север, размерами около 2,8 на 4,1 метра. Размер вестибюля также меньше, чем в Тхомманоне и составляет 2,8 на 8,6метра.

Восточный вход вестибюля соединён с западным входом восточной гопуры каменным мостиком на трёх рядах колонн с круглыми стволами, которые в точности повторяют конструкцию подвесной дамбы Бапхуона. Он был почти полностью разрушен, но теперь восстановлен в процессе реставрационных работ.

Профилированный цоколь и лестницы крестообразной северной и южной гопур очень щедро украшен барельефами, так же как и небольшие библиотеки, открытые на запад. Тройная восточная гопура целиком копирует главную гопуру Тхомманона, помимо детали, заключающейся в том, что её западный вход не имеет двойного вестибюля. Висячая дамба шла в направлении реки, протекающей на востоке. Стволы колонн этой части дамбы не округлой, а восьмигранной формы.

Два боковых крыла центральной гопуры украшены в едином стиле. Несмотря на сильное повреждение фронтонов, как минимум два из них иллюстрируют Рамаяну. К югу от дамбы находится сцена битвы Сугривы и Валина, а на севере ещё одна группа ванаров. Шиваитские и вишнуитские сцены чередуются. Некоторые фронтоны были воссозданы на земле. Здесь можно найти Шиву и Уму на Нандине, различные сцены с апсарами. Обрушенные своды гопур являются следствием использования деревянных балок, не выдержавших огромного веса камней.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве