Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники Малого кольца''




Та Кео

«Прародитель Кео»

Годы строительства:

начало XI в.

Религия:

индуизм (культ Шивы)

Король:

Джаяварман V (посмертное имя Парамавиралока), Сурьяварман I (Параманирванапада)

Стиль:

Кхлеанг

Расчистка:

Маршаль, Баттёр в 1920 - 1922 гг.

Анастилоз:

не применялся

Продолжительность визита:

около часа

Время визита:

в течение дня

В двухстах метрах от тропинки ведущей к больничному храму дорога сворачивает на юг, огибая храм Та Кео с западной и южной стороны. До западного входа от этого места всего каких-то сто метров. Тем не менее, проследовав по малому кольцу, лучше всего начать осмотр с восточной стороны. Величественная громада его пятиступенчатой пирамиды появляется в обрамлении вековых деревьев в конце «дороги Баттёра». Вид храма сразу же привлекает к себе внимание, в нём с первого взгляда чувствуется что-то необычное. Так оно и есть. Та Кео в корне отличается от всех сооружений Ангкора, поскольку его стены лишены скульптурной отделки. Его также отличает особенное расположение различных горизонтальных элементов, входящих в общую композицию пирамиды. Расположенные на верхнем ярусе пирамиды издали сливаются в единый силуэт, чем-то напоминая башни Байона.

Остаётся загадкой, почему, едва начавшись, работы по отделке храма были прекращены. Наиболее правдоподобное объяснение предложил Глез, который считал, что преемники Джаявармана V намеренно отказались закончить храм, дабы не умалять религиозные заслуги своего предшественника и не принимать на себя славу строителей храма. Может быть, всё было гораздо прозаичнее, властители не хотели отвлекать силы от собственных грандиозных проектов. Независимо от причин, манера и качество частичной отделки дали достаточно материала для того, чтобы после совместно проведённого исследования мадам Жильберта де Кораль-Ремюза, Виктор Голубев и Жорж Кёдес пришли к единодушному мнению, что строительства храма могло происходить в период между возведением Бантей Срея и центральной гопуры королевского дворца, то есть, ранее 1011 года. Обнаруженные эпиграфические надписи на дверных косяках восточной гопуры, датируемые 1007 годом, касаются пожертвований храму. То есть, к этому времени он уже был возведён или же находился в стадии завершения строительства.

Высота верхнего яруса пирамиды поднимается на 22 метра от уровня земли. Первый ярус окружает обычная стена с четырьмя осевыми гопурами, а второй ярус опоясывает галерея. Три следующих яруса пропорционально сокращаются друг относительно друга, образуя массивное основание для пяти святилищ на верхнем ярусе пирамиды. Их уступы так узки, что передвигаться по ним можно лишь с большой осторожностью. Та Кео стал первым после Пном Бакхенга храмом, полностью построенным в песчанике. По этой причине его возведение требовало гораздо более тщательной обработки блоков и поиска новейших технологий обработки каменных блоков, в том числе, их притирки, подъёма и установки по месту. Благодаря отсутствию скульптурных деталей, кладка храма демонстрирует все тонкости этапа возведения сооружения.

Галерея, по сути, являющаяся ровесницей галерей Пхимеанакаса, не сохранила ни единого камня своих сводов. Если судить по остаткам кирпичной кладки на боковых крыльях гопуры и по обломкам, обнаруженным при расчистке, своды галерей были кирпичными. Эта технология была характерна для того времени. И своды гопуры королевского дворца, и Бантей Срея возводились точно так же. По-видимому, кирпичные своды показали себя не очень хорошо, по этой причине начался поиск новых решений, в результате возникла реализованная в Бапхуоне идея подкрепления каменных сводов деревянными балками, ещё менее удачная.

Храм окружали рвы, а дорога проходила по мощёной дамбе, которую охраняли львы и отмечали дорожные столбики. Через 500 метров она заканчивалась у двухуровневой террасы на берегу Восточного Барая.

Внешняя песчаниковая ограда храма ограничивает прямоугольник двора размерами около 100 на 120 метров. Гопуры с четырёхъярусными башнями, тоже выстроенные из песчаника, имеют на стенах следы незаконченной скульптурной обработки. Их реконструированные на земле фронтоны покрыты чисто декоративными барельефами без повествовательных сюжетов. Вид из внутреннего двора на верхние ярусы пирамиды полностью закрывался галереями второго яруса. Этот двор был открыт для посещения верующих. С восточной стороны храма сохранились два любопытных сооружения, имеющих ширину около 2,74 метра (4 хата) при длине приблизительно 22 метра (50 хатов). Их входы украшали портики, а завершали небольшие пределы. С каждой стороны помещения освещались девятью окнами с балясинами. Крыши были сооружены из деревянных балок и покрыты черепицей. Скорее всего, эти здания служили приютами для паломников.

Вторая галерея возвышается над внутренним двором первого яруса почти на 5,5 метров. У неё латеритовое основание, но стены галерей и гопуры построены из песчаника. Подобная высота делает ступени осевых лестниц очень высокими, они достигают в высоту более 40 сантиметров (1 хат). Галерея второго яруса лишь слегка тронута резцом только на востоке. Помимо этого, какие-либо украшения отсутствуют, если не считать оконных балясин. При ширине около 1,4 метра, галереи имеют размеры 75 на 80 метров. Их окна выходят только во внутренний двор, а поверхность внешней стены декорирована ложными окнами. С южной стороны галерея почти полностью разрушена. Угловые павильоны имели ложные своды из песчаника и кое-где сохранили их часть. Остальные части галереи второго яруса вовсе утратили свои своды.

Смещение трёх верхних ярусов к западу  позволило разместить с восточной стороны двора второго яруса две небольшие библиотеки и два здания, подобные тем, что стоят во дворе первого яруса. Их план тот же, но они гораздо меньше и едва освещены двумя окнами. От кровли, естественно, не осталось и следа. Библиотеки традиционно открыты своими входами на запад. Ложные вторые этажи украшают длинные горизонтальные окна с балясинами, как у библиотек Тхомманона и Чхау Сай Тевода. Их своды тоже рухнули.

Снизу массив верхних ярусов пирамиды, общей высотой 14 метров, производит сильное впечатление. Двойной ряд её двадцати шести ступеней имеет постоянную ширину. А их высота постоянна лишь на каждом пролёте лестницы между ярусами. Она изменяется от пролёта к пролёту приблизительно от 40 до 30 сантиметров. Учёт перспективы позволил создать эффект постоянства высоты ступеней лестницы по все длине. Профилированные боковые парапеты поднимаются шестью уступами, пропорционально сокращающимися в своих размерах. Всё вместе создаёт очень мощный эффект  вертикальной направленности храма. Узор в виде ромбов украшает только восточную часть пирамиды, но очень сильно повреждён. Слева у подножия пирамиды находится скульптура очень поджарого Нандина, ваханы Шивы, что ясно свидетельствует о шиваистским предназначении храма.

Верхний ярус пирамиды представляет собой квадрат с длиной каждой стороны около 47 метров. Он полностью занят пятью башнями, расположенными в шахматном порядке. Та Кео был известен, в том числе, как «гора с золотыми вершинами». Возможно, это была гипербола, свидетельствовавшая только о символическом воплощении золотых вершин Меру. Нижние башни размешены на небольшом цоколе высотой около 80 сантиметров (2 хата). Они открыты вестибюлями на все стороны света. Центральная, установленная на тройном основании, башня явно доминирует над всем храмом. Общая высота цоколя достигает более 4 метров (10 хатов). К святилищу, которое украшают портики и фронтоны, ведут довольно крутые осевые лестницы. Своим планом святилище идеально точно повторяет мандалу, обладая даже Т-образными воротами, роль которых играют небольшие пределы по четырём сторонам от святилища, предваряемые портиками.

Своды святилища изнутри безупречно обработаны, а песчаниковые блоки безукоризненно подогнаны. Они создают беспрецедентный по своей высоте колодец с несколькими едва заметными прямыми карнизами. Вокруг башни и внутри святилища было найдено много фрагментов линг и статуй богов.

Восточная ориентация храма предполагает, что его посещение лучше всего осуществить в ранние утренние часы, когда элементы храма не создают резких теней.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве