Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники Малого кольца''




Та Неи

«Прародитель Неи»

Годы строительства:

конец XII в.

Религия:

буддизм

Король:

Джаяварман VII (посмертное имя Махапарамасангатапада)

Стиль:

Байон

Расчистка:

не проводилась

Анастилоз:

не применялся

Продолжительность визита:

около полутора часов

Время визита:

в течение дня

Напоминающий расположенный на восточной стороне барая Прэах Кхан (Джаятатака) прасат Та Сом, храм Та Неи является одним из наименее посещаемых храмов Ангкора. Ценителей романтики затерянных в джунглях древних храмов привлекает то, что работы по расчистке здесь не проводились. Он был оставлен в «естественном» виде. Несмотря на это, храм находится в относительно хорошем состоянии и очень живописен. Благодаря своему расположению в стороне от оживлённых туристических маршрутов, здесь почти невозможно встретить посетителей даже в пиковые утренние часы.

Добраться сюда можно двумя способами. Если сразу на выезде из Ангкор Тхома свернуть влево, приблизительно через 2,2 километра грунтовая дорога приведёт к так называемой «французской плотине», откуда придётся около 300 метров пройти лесой тропинкой в юго-западном направлении. Любителям пеших прогулок по лесу больше подойдёт второй вариант. От «дороги Баттёра» начинается ведущая на север грунтовая дорога. Помимо того, что она перекрыта, проехать по ней очень сложно из-за нескольких курганов и рвов, встречающихся по пути. Преодолеть это расстояние можно на мотобайке, или же двигаясь пешком. От восточной гопуры Та Кео до западной гопуры Та Неи предстоит преодолеть без малого 1,2 километра.

Храм находится в 200 метрах от западной дамбы Восточного Барая. Основная часть его построек относится к середине XII века. От внешнего, первого, пояса ограждений не осталось и следов. Вместе с двумя сохранившимися на востоке и на западе гопурами, они, вероятно, были построены позже и относятся к концу XII века.

Эти две небольшие крестообразные в плане песчаниковые гопуры, укрытые полукруглыми пересекающимися сводами, частично разрушены. Довольно грубо и наспех построенные, они украшены растительными орнаментами, изображениями деватов и ложными окнами с жалюзи. Со стороны восточного фасада восточной гопуры, от которой к храму ведут следы мощёной дороги и развалины крестообразной террасы, находится барельеф с очень интересным сюжетом. Локешвара, в окружении парящих апсар, стоит на цветке лотоса, а внизу коленопреклонённые фигурки с огромными животами умоляют его о милосердии. Эти изображения напоминают сцены ада на барельефах Ангкор Вата, поэтому, весьма сложно разобрать, изображают ли они больных или проклятых воров риса, получивших в загробной жизни воздаяние за свои страшные грехи.

Мощёная дорога соединяла западную гопуру с небольшим песчаниковым портиком, прорезавшим почти повсеместно обрушившиеся латеритовые стены второй ограды. Такие же портики, имитирующие гопуры, стены которых в свою очередь имитировали галереи, должны были бы находиться на северной и южной стороне. И в самом деле, над одной из дверей в юго-восточном углу и на плоскости стены в северо-западном углу до сих пор находятся треугольные песчаниковые фронтоны, к которым, следуя логике, должны были бы примыкать внутренние галереи, ныне бесследно исчезнувшие. Если они когда-либо и существовали, то были построены из недолговечных материалов. Вторая ограда, размером примерно 47 на 56 метров, граничит на севере и юге с двумя продолговатыми бассейнами, берега которых облицованы латеритовыми блоками.

Как таковой, храм представлял собой третий пояс ограждений, включавших в четыре гопуры, четыре угловых павильона и соединявшие их галереи. В юго-восточном углу двора находилась единственная библиотека. Все сооружения формировали двор размерами около 26 на 35 метров. Но в какой-то момент произошла реконструкция храма, и восточная галерея слилась со стенами второго пояса ограждений. Восточную гопуру переделали во второе изолированное святилище, а двор расширили до размеров 26 на 46 метров.

Крестообразные песчаниковые гопуры венчались башнями с двумя верхними ярусами и навершиями в виде цветов лотоса. Центральное святилище, также в форме креста, было дополнено четырьмя небольшими пределами. Северный предел через вытянутый с запада на восток вестибюль соединялся с южным входом северной гопуры. Размеры внутренней квадратной комнаты святилища составляют около 2,75 метра по каждой стороне. Святилище открывалось на четыре стороны и венчалось четырёхъярусной башней. Короткие эпиграфические надписи на дверных косяках дали имена идолам, установленным в храме.

Стены окружающих галерей сооружены из латерита, а их своды из песчаника. Они имели завершение в виде остроконечного гребня. С восточной и западной стороны каждый из элементов общей композиции открывается дополнительными проходами. В то время как с севера и юга простые двери ведут только во внутренний двор, а наружу проход закрывают ложные двери и окна, украшенные тремя балясинами. Угловые песчаниковые павильоны тоже крестообразные в плане и с простыми крестообразными сводами, лишёнными башен. Такой же архитектурный облик имеет восточная гопура первого пояса ограждений, лишённая, в отличие от других гопур, многоярусной башни. Сооружённая из латерита и песчаника библиотека практически рухнула. С западной стороны она имела небольшой вестибюль и вход, а с востока была закрыта ложной дверью.

Вдохновлённые буддистской тематикой сюжеты фронтонов по большей части весьма интересны и выполнены на достаточно высоком профессиональном уровне. На северном фасаде южной гопуры можно видеть ряд фигур в молитвенных позах, во дворце, в окружении апсар коленопреклонённые фигуры благословляют двух детей. На южной стороне северной гопуры, над двумя рядами фигур, элегантный кавалер потрясает своим оружием. С северной стороны центрального святилища находится изображение стоящего в лодке человека, окружённого порхающими над ним апсарами, держащими солнечные зонтики, который делает жест благословления.

Многие оказавшиеся на земле перемычки неплохо сохранились. На западной гопуре, где две фигуры представлены над головой Кали, имеется изображение Будды, выполненное только на одной ветви, разделяющей композицию на четыре части. А на павильоне в юго-западном углу есть целых три изображения Будды, одно из которых находится в центре над головой Кали, а два расположены по бокам.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве