Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники Малого кольца''




Кутишвара

Годы строительства:

конец IX – середина X вв.

Религия:

брахманизм (культ Шивы)

Король:

Джаяварман II (посмертное имя Парамешвара), Раджендраварман II (посмертное имя Шивалока)

Стиль:

Прэах Ко/Пре Руп

Расчистка:

Маршаль и Парментье в 1930 г.

Анастилоз:

не применялся

Продолжительность визита:

менее четверти часа

Время визита:

в течение дня

Хотя храм находится в каких-нибудь 500-600 метрах от восточного входа в Та Прохм, найти его не так просто. Несмотря на огромное историческое значение Прэах Кутишвары, он мало посещаем и некоторые водители вообще не знают, где он находится. К тому же, местные жители активно осваивают территорию археологического парка, обустраивая свои жилища и возделывая наделы прямо на его территории. Даже близость к деревне и непосредственное расположение у главного входа в Та Прохм долгое время не позволяли обнаружить памятник. Его случайно открыли только в 1930 году.

Лучшим ориентиром при поиске послужит северная гопура храма Бантеай Кдей, большой реконструированный фронтон которой изображает сцену гибели армии демона Мары, когда Земля выжала свои волосы и вода, которую Будда проливал на землю в знак своих добрых дел, совершённых в прошлых жизнях, поглотила вражеское войско. Прямо напротив гопуры начинается дорога, по которой можно проехать на север около 200 метров и дальше в восточном направлении идти пешком в сторону небольшой рощи. В сезон дождей добраться туда почти невозможно, а в сухой сезон придётся пробираться по рисовым полям около 180 метров.

Достигнувший развалин настойчивый турист не обнаружит впечатляющих архитектурных красот. Все три прасата храма находятся в крайней степени разорения, но само это место представляет колоссальный исторический интерес, так как отмечает Кути, чьё основание относится к середине X века, времени правления Джаявармана II. Храм упоминается в эпиграфических надписях Бат Чум и Теп Пранам и это является одним из наиболее ранних свидетельств о постройках в районе Ангкора. До обнаружения развалин Кутишвары он ассоциировался с храмом Бантеай Кдей, при строительстве которого были использованы некоторые его части. Путаница возникла из-за того, что найденные надписи на дверных косяках Бантеай Кдей повествовали об одном из священнослужителей культа девараджи или королевской линги по имени Шивасарья, разместившем в Кутишваре изображение Брахмы на юге и Вишну на севере во время правления Раджендравармана II.

Все три кирпичные башни храма, расположенные в направлении с севера на юг и открытые с восточной стороны, почти полностью разрушены. Они возвышаются на небольшом холме, который, возможно, был ранее окружён рвом. Квадратное главное святилище размерами около 2,8 метра (6,5 хатов), установленное на двойном кирпичном основании, по своему исполнению очень близко к стилю Прэах Ко. Внутри него находился пьедестал линги, установленной на священном основании. К святилищу вела двойная лестница с парапетами, формирующими уступы основания. Нижняя часть лестницы заключена между остатками какой-то стены, ограждавшей внутренний двор храма. По всей видимости, эта ограда была построена чуть позже, в X веке. Дверные косяки были выполнены в песчанике и части дверной рамы соединялись под прямым углом. Орнамент сохранившихся восьмиугольных колонн с четырьмя поясами практически стёрт и с трудом просматривается.

Боковые святилища, установленные на латеритовом плинтусе, построены чуть позже. В их исполнении угадывается стиль Пре Руп, получивший распространение в период правления короля Раджендравармана II в середине X века. На их внешних стенах нет и следов украшений в виде рельефов или ложных дверей. Рамы дверных косяков явно отличаются по своей сборке и соединены «на ус», что свидетельствует об экспериментах кхмерских зодчих в каменном строительстве, но колонны тоже имеют восьмиугольную форму и делятся четырьмя поясами.

Наддверные перемычки увенчаны небольшими фризами, рисунок которых состоит из тонких ветвей, заканчивающихся крупными завитками, над которыми расположены крохотные фигурки. Центральной фигурой на перемычке южного прасата является образ Брахмы. Сюжет наддверной перемычки северного прасата был навеян вишнуитской сценой пахтанья Молочного океана, когда четырёхрукий Вишну удерживает мутовку на спине черепахи Курмы, своей второй аватары. Таким образом, эпиграфические надписи, найденные в храме Бантеай Кдей, нашли своё подтверждение. Кроме того, при расчистке южного прасата была найдена статуя четырёхрукого и четырёхликого Брахмы, стоявшая на круглом постаменте, богато украшенном изображениями цветов лотоса. Подобные же постаменты, которые тоже предназначались для скульптур Брахмы, были обнаружены в храмах Пном Кром и Пном Бок. Несмотря на очень низкую художественную ценность, статуя Брахмы из Кутишвары была передана в хранилище памятников Французской школы Дальнего Востока в Сиемреапе.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве