Информация о проекте Путеводитель по археологическому парку Ангкор Общение на форуме
На главную страницу Вернуться к оглавлению раздела ''Памятники Малого кольца''




Бантеай Кдей

«Цитадель келий»

Годы строительства:

1181 г.

Религия:

буддизм

Король:

Джаяварман VII (посмертное имя Махапарамасангатапада), Индраварман II

Стиль:

Ангкор Ват/Байон

Расчистка:

Маршаль, Баттёр в 1920 – 1922 гг.

Анастилоз:

частичный анастилоз в 1946 г.

Продолжительность визита:

не менее получаса

Время визита:

в течение дня

Если Прэах Кутишвара не входит в план экскурсии по Ангкору, то от восточной гопуры Та Прохма имеет смысл отправиться непосредственно к храму Бантеай Кдей. Его западная гопура находится приблизительно в 600 метрах в южном направлении. Также как в Та Прохме, можно попросить водителя подождать с восточной стороны и пересечь храм пешком. Расстояние от его западных до восточных ворот составляет около 720 метров.

Буддистский характер храма со всей определённостью подтверждается тематикой барельефов фронтонов и перемычек. К тому же, до начала работ по расчистке территории здесь находилась действующая буддистская пагода. Но, ни во время расчистки, ни при проведении анастилоза учёным так не удалось получить сведений о предназначении или посвящении храма какому-либо конкретному божеству. Найденные в западной гопуре третьего пояса ограждений элементы каменных конструкций, покрытые эпиграфическими надписями, поначалу ввели исследователей в заблуждение. В них содержались обращения к Шиве, а также сообщалось о размещении в южном и северном прасатах статуй Брахмы и Вишну. Неожиданное открытие в 1930 году развалин Прэах Кутишвары позволило установить первоначальную принадлежность этих элементов соседнему храму, датируемому периодом правления Раджендравармана II.

Укоренившееся современное название вряд ли исторически достоверно, зато довольно точно отражает концепцию архитектурного плана храма, очень характерную для всех построек, которые завершались, строились, перестраивались или начинали строиться в правление короля Джаявармана VII. Дух лёгкого замешательства, присущий Прэах Кхану и Та Прохму, царит и здесь. Крохотные кельи скучены на непропорционально маленьком пространстве священного внутреннего двора, имеющего размеры 50 на 63 метра, тогда как внешнее ограждение простирается почти на 500 метров с севера на юг и более чем на 710 метров с запада на восток. В постройках угадывается, как минимум, два стиля: Ангкор Ват и Байон. Позднейшие достройки откровенно предназначались для декоративной маскировки уже существующих рельефов и скульптур. Также очевидно, что большинство башен храма были объединены системой галерей и вестибюлей уже после их возведения. Необходимые для поддержки их сводов стены фундаменты и цоколи нещадно эксплуатируют всё свободное пространство обители.

Как и Та Прохм, Бантеай Кдей является одноуровневым ансамблем в соответствии с традиционной манерой буддистских монастырей. Идея храма-горы реализована в них за счёт постепенного увеличения высоты окружающих стен и галерей, из которых возникает настоящее изобилие центральных башен.

После экзотических видов Та Прохма посетители оказываются немного разочарованы. Бантеай Кдей был полностью расчищен от растений, но оставлен практически в том виде, в котором был обнаружен. Можно не принимать в расчёт скромные попытки частичного восстановления некоторых его сооружений методом анастилоза, предпринятые в конце 1946 года. Крайняя степень разорения строений храма и отсутствие видимых причин этого оставляет странное впечатление, понуждая воображение заниматься их поиском. Но фантастические картины страшных землетрясений и вулканических извержений следует отринуть. Природа и зодчие несут равную ответственность за нынешнее состояние храма. Большинство построек в Бантеай Кдей было сооружено из разновидности низкосортного рыхлого песчаника, имеющего тенденцию к разрушению просто под воздействием собственного веса. Вкупе с типичными конструктивными просчётами, характерными для зданий этого периода, неудачный выбор материала сыграл главенствующую роль в их разрушении.

Стены внешней ограды храма, сложенные из латеритовых блоков, сохранились гораздо лучше строений из песчаника. Они прерываются по сторонам света четырьмя гопурами в стиле Байон, напоминающих входные группы Та Прохма. Их башни тоже венчают четыре лика Авалокитешвары, а угловые барельефы выполнены в виде Гаруд. Несмотря на заметное проседание грунта, гопуры находятся в удовлетворительном состоянии и дают хорошее представление об основных деталях этих сооружений.

Маршрут начинается с осмотра западной гопуры храма. Приблизительно через 230 метров дорога приведёт к проложенной через ров широкой крестообразной террасе, предваряющей гопуру второго пояса ограждений. Также относящаяся к стилю Байон, она украшена скульптурами львов и нага-балюстрадой, с неотъемлемыми изображениями Гаруд.

Гопура второго пояса ограждений имеет внутренние колонны, поддерживающие широкие перекрещивающиеся своды, благодаря чему в её облике явно угадывается стиль Ангкор Ват. Три её входа независимы друг от друга, к двум боковым примыкает латеритовая стена, ограничивающая пространство размерами приблизительно 300 на 320 метров. Отделка стен гопуры выполнена с не слишком высоким мастерством. Растительный орнамент в виде завитков оживляют маленькие фигурки и расположенные в нишах изображения деватов. Со стороны двора над оконными перемычками находится фриз с фигурами Будды, испорченный иконоборцами, которые теперь лишь угадываются по силуэтам.

Далее мостовая, обрамлённая балюстрадой в виде нагов, приводит к гопуре третьего пояса ограждений, образованного галереей. Её глухая внешняя стена внутрь двора открывается двойными рядами песчаниковых колонн. Поскольку галереи строились и из латерита и из песчаника, их своды почти везде обрушились. В северной части галереи некоторые её участки между колоннами внутреннего ряда по неизвестной причине были заложены глухой каменной кладкой, так же как и многие окна гопур, святилищ и галерей.

Западная гопура третьего пояса ограждений, помимо основного, имеет два боковых дополнительных входа, вырезанных прямо в обрамляющей латеритовой стене, имеет вид многоуровневой башни. Она оформлена в стиле Байон и украшена ложными окнами с опущенными на две трети шторами и фигурками деватов в нишах, окружённых пышным растительным орнаментом.

Священное пространство внутреннего двора образовано четырьмя гопурами и угловыми башнями, соединёнными между собой галереями. Эта часть памятника явно соответствует стилю Ангкор Ват. Центральное святилище открыто с западной и с восточной стороны и предваряется двумя вестибюлями размерами около 2,8 на 1,8 метра. Внутри них, а также в четырёх окружающих святилище изолированных вестибюлях, кое-где ещё можно увидеть деревянный плинтус, поддерживавший подвесной потолок.

Со всей определённостью можно утверждать, что крестообразные галереи, соединяющие главное святилище с гопурами, а также северо-восточная и юго-восточная башни между галереями внутреннего периметра храма и третьим поясом ограждений достроены в более поздний период, настолько явно они выбиваются из общего строя. Но, несмотря на столь очевидную неуклюжесть построек, следует отметить усилия, предпринятые архитекторами для их адаптации к единому стилю. Необходимо обратить внимание на великолепный фронтон на восточной стороне западной гопуры внутреннего двора, окаймлённый боковыми сценами, а также на южной стороне северной гопуры внутреннего двора, где над фигуркой, стоящей между двумя слонами, помещено изображение Будды.

Посреди почти квадратных западных двориков установлены квадратные каменные столбы, похожие на те, что можно увидеть в Та Прохме и Прэах Кхане. Верхний шип указывает на то, что они использовались в качестве основания для алтарей, построенных из лёгких материалов. Почти всё свободное пространство продолговатых двориков восточной стороны храма занимают здания библиотек, открытых на запад. В них были найдены две обезглавленные и лишённые рук женские статуи, скорее всего перенесённые из другого храма. Судя по подчёркнуто женственным, гибким и элегантным очертаниям линий тел, их можно отнести к стилю Бапхуон или Кхлеанг, что позволяет датировать эти скульптуры концом IX или началом X веков. Обе они были переданы на хранение в Археологический центр и музей в Сиемреапе.

Восточная гопура отличается от западной своим оригинальным планом, который, был бы более уместен для святилища с классическими четырьмя вестибюлями. Но эта постройка имеет ещё и внешние стены, повторяющие своими очертаниями внутренние помещения. В результате, по углам образовались L-образные комнаты. К прискорбию, своды башни обрушились. Наспех собранные фронтоны, с едва просматривающимися барельефами, размещённые на земле прямо перед входом, не дают представления о первоначальном замысле зодчих. Безусловно, это сооружение заслуживает тщательного изучения и восстановления методом анастилоза.

Короткая мостовая соединяет восточную гопуру с прямоугольным сооружением, довольно точно соответствующим тем, что находятся в Та Прохме и Прэах Кхане. Внешние стены, с множеством окон, образовывают замкнутое пространство размером приблизительно 21 на 27 метров. Четыре ряда колонн образовывали перекрещивающиеся ложные своды галерей шириной около 7,7 метра, которые делили внутреннее пространство на четыре крохотных дворика. Такая конструкция определённо позволяет отнести это особое здание к стилю Ангкор Ват. Вероятнее всего, оно предназначалось для ритуальных танцев или же было «дворцом» короля в обители.

Несмотря на то, что своды галерей обрушились, многие колонны устояли на своих местах. Вопреки тому, что по конструктивным особенностям сооружения его можно отнести к стилю Ангкор Ват, декор элементов соответствует уже стилю Байон. Возможно, что их скульптурная обработка производилась несколько позже основного этапа строительства, в результате чего колонны оживляют апсары, подобные тем, что можно увидеть в Байоне. Присутствующие на барельефах дварапалы, окруженные апсарами, охраняют входы.

В нескольких десятках метрах к северу находятся квадратное в плане здание, которое образовано частоколом колонн. Оно аналогично тем, что были обнаружены на территории упоминавшихся выше храмов. Возможно, они являлись основанием второго этажа, построенного из дерева.

В гопуре второго пояса ограждений находится статуя медитирующего Будды, созданная с довольно высоким уровнем мастерства. Местные жители организовали здесь подобие алтаря.

Дорога, проложенная поверх широкой крестообразной террасы со слегка приподнятой центральной частью, снова пересекает ров. Окружающая террасу нага-балюстрада точно соответствует стилю Байон, но задние ноги львов сработаны в довольно странной манере.

Почти у самого выхода, симметрично дороге находятся руины двух зданий, построенных в латерите и песчанике. С востока и запада к основному помещению примыкают два вестибюля с собственными входами. Скорее всего, это небольшие святилища. То, что расположено южнее, выглядит более внушительно, а у подножия северного святилища находится восстановленный фронтон со сценой «Великого исхода» принца Сиддхартхы Гаутамы из дворца.

Восточная гопура храма сохранилась почти идеально: венчающая её башня с ликами Локешвары, угловые барельефы с изображениями Гаруд, попирающих нагов, скульптуры деватов в фигурных нишах - всё это осталось почти без изменений за прошедшие восемь веков.

Предыдущая страница Следующая страница
Уведомление об авторском праве